Виктор панин образование. Панин, Виктор Евгеньевич — Электронная энциклопедия ТГУ


ПАНИН ВИКТОР НИКИТИЧ - граф, российский государственный дея-тель, действительный тайный советник (1856), почетный член Пе-тербургской АН (1856/1857).

Из ро-да Па-ни-ных , сын Н.П. Па-ни-на, дед С.В. Па-ни-ной. Круп-ный по-ме-щик (к 1842 году вла-дел 12 тысячами душ муж-ско-го по-ла). По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, слу-шал лек-ции в Йен-ском университете. В 1819 году вы-дер-жал эк-за-мен в Московском университете. За-тем на служ-бе в Кол-ле-гии иностранных дел. В 1824-1826 годы годах 2-й сек-ре-тарь российской мис-сии в Мад-ри-де. Исполнял должность российского по-ве-рен-но-го в де-лах в Гре-ции (1829-1831). По-мощ-ник статс-сек-ре-та-ря Государственного со-ве-та по Департаменту за-ко-нов (1831-1832). Исполняющий должность то-ва-ри-ща ми-ни-ст-ра юс-ти-ции (с 1832). Статс-сек-ре-тарь (с 1832/1833). Управ-ляю-щий Министерством юс-ти-ции (с 31.12.1839(12.1.1840), министр юс-ти-ции (16(28).4.1841-21.10(2.11).1862). Один из раз-ра-бот-чи-ков Уло-же-ния о на-ка-за-ни-ях уго-лов-ных и ис-пра-ви-тель-ных 1845. Про-вёл об-щую ре-ви-зию гу-берн-ских су-деб-ных уч-ре-ж-де-ний (1846). Спо-соб-ст-во-вал уч-ре-ж-де-нию Шко-лы кавказских ме-жев-щи-ков (1846), го-то-вив-шей зем-ле-ме-ров для За-кавказского края, при нём Ме-же-вой кор-пус по-лу-чил во-енное уст-рой-ст-во (1850). При уча-стии Панина окон-чательно уп-разд-не-ны со-ве-ст-ные су-ды (кро-ме Санкт-Пе-тер-бург-ско-го и Мо-с-ков-ско-го), их де-ла пе-ре-да-ны в 1857 году в уго-лов-ные па-ла-ты. Ак-тив-но уча-ст-во-вал в соз-да-нии Московского ар-хи-ва Министерства юс-ти-ции (1853). В конце 1850-х годов вы-сту-пил про-тив про-ек-та пол-но-го пре-об-ра-зо-ва-ния су-деб-ной сис-те-мы и су-до-про-из-вод-ст-ва на на-ча-лах не-за-ви-си-мо-сти, все-со-слов-но-сти и глас-но-сти, раз-ра-бо-тан-но-го под руководством глав-но-управ-ляю-ще-го 2-м от-деле-ни-ем Собственной Его Императорского Величия Кан-це-ля-рии Д.Н. Блу-до-ва, од-на-ко при-знал не-об-хо-ди-мость от-стра-нить по-ли-цию от след-ст-вия и соз-дать ин-сти-тут су-деб-ных сле-до-ва-те-лей (8(20).6.1860). В начале 1860-х годов из-ме-нил свою по-зи-цию, в 1862 году под-дер-жал «ос-нов-ные на-ча-ла» ре-фор-мы (под-го-тов-ку су-деб-ной ре-фор-мы 1864 года за-вер-шил пре-ем-ник Панина на по-сту министр юс-ти-ции Д.Н. За-мят-нин).

Член Сек-рет-но-го (с 1858 года Глав-но-го) комитета по кре-сть-ян-ско-му де-лу (с 1857), с 18.2(1.3).1860 года председатель Ре-дак-ци-он-ных ко-мис-сий (на вре-мя пред-се-да-тель-ст-во-ва-ния ос-во-бо-ж-дён от управ-ле-ния Министерством юс-ти-ции). Стре-мил-ся со-хра-нить за по-ме-щи-ка-ми соб-ст-вен-ность на зем-ли, на-хо-див-шие-ся в поль-зо-ва-нии кре-сть-ян, а так-же пра-ва вот-чин-ной по-ли-ции и власть над ор-га-на-ми кре-сть-ян-ско-го са-мо-управ-ле-ния. В Государственном со-ве-те при рас-смот-ре-нии за-ко-но-про-ек-та о зем-ст-вах вы-сту-пил сто-рон-ни-ком при-да-ния им со-слов-но-го ха-рак-те-ра, вы-ска-зы-вал-ся про-тив пе-ре-да-чи зем-ст-вам дел по народному об-ра-зо-ва-нию, здра-во-охра-не-нию и тюрь-мам. Глав-но-управ-ляю-щий 2-м от-де-ле-ни-ем Собственной Его Императорского Величия кан-це-ля-рии (27.2(10.3).1864-16(28).4.1867), ини-циа-тор от-ме-ны обя-зательного со-гла-со-ва-ния ве-домственных за-ко-но-про-ек-тов со 2-м от-де-ле-ни-ем (30.6(12.7).1866). Член Вер-хов-но-го уго-лов-но-го су-да по де-лу Д.В. Ка-ра-ко-зо-ва, со-вер-шив-ше-го по-ку-ше-ние на императора Алек-сан-д-ра II (1866). С 1872 года в бес-сроч-ном от-пус-ке.

Член ВЭО (с 1824), Русского ис-то-рического общества (с 1871), почетный член РГО (с 1846), Общества ис-то-рии и древ-но-стей рос-сий-ских (с 1866), Ар-хео-ло-гического общества (с 1866). Ав-тор «Крат-кой ис-то-рии Ели-за-ве-ты Алек-се-ев-ны Та-ра-ка-но-вой» («Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-но-стей рос-сий-ских», 1867 год, книга 1). Опу-б-ли-ко-вал несколько до-ку-мен-тов из се-мей-но-го ар-хи-ва Па-ни-ных, в том числе «Пись-ма гра-фа П.И. Па-ни-на к сы-ну, гра-фу Ни-ки-те Пет-ро-ви-чу (1788 год)» («Сбор-ник Рус-ско-го ис-то-ри-че-ско-го об-ще-ст-ва», 1870 год, том 5), «Бу-ма-ги гра-фа Пет-ра Ива-но-ви-ча Па-ни-на о пу-га-чёв-ском бун-те» (Там же, 1871 год, том 6), «Пе-ре-пис-ка гра-фа П.А. Ру-мян-це-ва с гра-фом Н.И. Па-ни-ным в 1765 и 1771 годах» (Там же, 1872 год, том 9), «Вы-со-чай-шие ре-ск-рип-ты им-пе-рат-ри-цы Ека-те-ри-ны II и ми-ни-стер-ская пе-ре-пис-ка по де-лам крым-ским» («Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-но-стей рос-сий-ских», 1871 год, книга 4). Имел об-шир-ную библиотеку, ко-то-рую по-жерт-во-вал в Московский пуб-лич-ный и Ру-мян-цев-ский му-зеи.

На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Святого Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (1844 год; ал-маз-ны-ми зна-ка-ми к не-му - 1859 год), Святого Ан-д-рея Пер-во-зван-но-го (1861 год; ал-маз-ны-ми зна-ка-ми к не-му - 1867 год), Святого Вла-ди-ми-ра 1-й сте-пе-ни (1865) и другими.

С реди знаменитых российских фамилий род Паниных занимает заметное место. Сохранилось предание о том, что род их вышел в Московию в XVI веке из Италии. В XVIII веке братья Никита Иванович и Пётр Иванович Панины были возведены в графское достоинство Российской Империи. Никита Иванович - известный дипломат, воспитатель Павла I, Пётр Иванович - генерал-аншеф, талантливый военачальник. Сын Петра Ивановича Никита Петрович Панин - вице-канцлер, генерал-майор и камергер, был женат на дочери графа Владимира Григорьевича Орлова - Софье Владимировне, которой в своё время по наследству достался Городец. Детей у них было пятеро, но для нас особого внимания заслуживает личность Виктора Никитича. Именно он распорядился в 1845 году выстроить в Городце дом для управляющего вотчинами, и благодаря ему в нашем городе появилась красивая усадьба. Виктор Никитич приезжал в Городец всего один раз на несколько дней - в августе 1861 года в связи с отменой крепостного права.

Представим его облик по воспоминаниям одного из современников - Николая Петровича Семёнова: «Граф Виктор Никитич Панин был человеком выдающимся во всех отношениях из ряда обыкновенных людей. Он был огромного роста, который как будто увеличивался ещё от нестройности его фигуры (был сутуловат). Голос у него был внушительный бас. Речь была плавная. Он обладал изумительным и чарующим красноречием. Память у него была необыкновенная. Образование было классическое. Он обладал знанием обоих древних языков и легко усвоил себе все первоклассные европейские языки. Его начитанность была обширная, преимущественно в области изящной литературы и истории. Всю свою жизнь он особенно интересовался внешней политикой».

Многие, хорошо знавшие Панина, отмечали его образованность, высокую эрудицию, профессионализм, широкий кругозор, работоспособность, твёрдость в отстаивании своего мнения, верность престолу и императору; воля монарха была для него священна. Он щедро жертвовал деньги на благотворительные цели, выдавал из своих средств пособия бедным чиновникам.

Р одился Виктор Никитич Панин 28 марта 1801 года в Москве. Первые годы детства молодой граф провёл в усадьбе Дугине (в Смоленской губернии) и воспитывался под наблюдением родителей. Отец его был одним из образованнейших людей своего времени, а мать отличалась не только образованием, но и высшими душевными качествами и щедрой благотворительностью. Родители, как было в то время принято, взяли ему гувернёра учителя, образованного немца Бютгера, под руководством которого Панин В.Н. был настолько хорошо подготовлен, что выдержал экзамен в Московском университете в 1819 году и тогда же поступил на службу в Коллегию иностранных дел. 12 лет провёл на дипломатической службе. Был знаком с Гёте. Образованность и светскость графа были оценены и в Париже. В Россию Виктор Никитич вернулся уже при императоре Николае I. В 1841 году император утвердил графа Панина в должности министра юстиции и генерал-прокурора. Более 20 лет находился Виктор Никитич на этом посту.

Граф Панин В.Н. отлично знал законы и был умелым руководителем. Он тщательно подбирал чиновников в свой аппарат, а также прокуроров и судей на местах. Однако работать с ним было исключительно тяжело, особенно лицам с независимыми взглядами. По отзывам современников, «в служебных отношениях являлся совершенным деспотом».

Как вспоминал князь Мещерский, «резкое отделение службы от жизни так было строго соблюдено графом Паниным, что он для разговоров со своими устроил у себя в двери кабинета окно, через которое разговаривал с семьей, чтобы никого из непричастных к служебному кругу не допустить в свой кабинет». Служебный долг своих подчинённых граф понимал однозначно - беспрекословное исполнение его повелений. Как министр юстиции и генерал-прокурор он безусловно заботился о правильной организации работы суда и прокуратуры, боролся с волокитой.

Тогдашняя Россия, по словам Константина Аксакова, была «черна в судах неправдой чёрной». Волокита и взятки, чиновничий произвол были притчей во языцех. Сам Панин считался человеком честным, в посторонних доходах не нуждался, так как наследовал от отца 12 тысяч крепостных душ, семь имений, недвижимость в Москве, Петербурге, Риге, Нижнем Новгороде, Казани, Ярославле, Костроме и Павловске. Но это не мешало Виктору Никитичу быть убеждённым консерватором.

Как истинный консерватор он был врагом любых изменений, а также убеждённым противником отмены телесных наказаний, доказывая, что эта мера преждевременна и не соответствует степени развития и образования народа.

В 1860 году Панин был назначен председателем редакционных комиссий по подготовке реформы, связанной с отменой крепостного права. Являясь убеждённым крепостником, но в то же время беспрекословным исполнителем воли государя, он довёл порученное дело до конца и даже был награждён орденом Святого Андрея Первозванного «за ревностную и полезную службу престолу и Отечеству в важных государственных должностях»…


Н адо отметить, что граф Панин был чрезвычайно высокого мнения о своей знатности. Недоступный аристократ с изящными манерами и внушительной внешностью, он смотрел с олимпийских высот своего величия на простых смертных, как на «существа другого порядка творения».

Ежедневная прогулка графа Панина не лишена была оригинальности: каждый день по Невскому проспекту в пятом часу дня можно было встретить высокого старика, в пальто, в цилиндре, с очками на носу и с палкой всегда под мышкой. Прогулка эта была тем интересней, что все видели графа Панина, но он никого никогда не видел, глядя прямо перед собой в пространство. И когда кто ему кланялся, граф машинально приподнимал шляпу, но, не поворачивая и не двигая головой, продолжая смотреть вдаль перед собою.

Непрактичность и природная рассеянность породили в нём странности и сделали его большим оригиналом. Анекдотам, ходившим о нём в обществе, не было конца. Когда Герцен издавал за границей свой «Колокол» и предметом своего остроумия и насмешек избирал состоявших во власти лиц, он особенно не давал покоя графу Панину, а граф прилежно читал «Колокол» и, нисколько не раздражаясь против его издателя, довольно добродушно говорил состоявшему при нём бессменно директору департамента Топильскому: «Полезно и нам послушать иногда и прочитать, что о нас думают и говорят другие - здесь и за границей».

Графу приписывалось немало различных чудачеств. Существовал в своё время рассказ, что, оставаясь однажды на всё лето в Петербурге, когда его семейство пребывало за границей, граф стал тяготиться своим одиночеством. Тогда он поручил казначею департамента Министерства юстиции купить несколько попугаев поречистее и велел расставить их в клетках у себя по разным комнатам. Во время своих занятий, когда он вставал, чтобы пройтись по залам своей просторной квартиры, бывшей тогда в доме Министерства юстиции, попугаи начинали кричать и болтать. Это настолько утешало его, что он говорил, будто одиночество стало для него легче с тех пор, как у него попугаи, что он слышит у себя как бы живую речь и чувствует, что он не один, а как будто в семье.

Известен исторический курьёз под названием «По ком звонит колокол?». Если графу Панину нужен был курьер, он обычно звонил в серебряный колокольчик, который стоял на его письменном столе. По этому звонку курьер с молниеносной быстротой обязан был вырасти у порога кабинета и замереть в выжидательной позе. Однажды курьер на несколько секунд замешкался. Тогда граф вызвал к себе Топильского и, не повышая голоса, объявил ему: «У нас, в Министерстве, кажется, глухие: не слышат моего звонка. Командируйте чиновника в Валдай. Пусть он там приобретёт хороший колокол и привезёт его сюда».

Это распоряжение, конечно, было немедленно исполнено. Основательных размеров колокол привесили к потолку над письменным столом министра, а к языку его прикрепили длинный шёлковый шнур, конец которого венчался пышной кистью, болтавшейся наравне с головой сидевшего за столом. Когда граф хотел вызвать курьера, он дёргал несколько раз за шнур колокола, и по всему Министерству раздавался мощный трезвон произведения искусных валдайских мастеров.

О браз Панина В.Н., конечно, не ограничивается тем, что можно узнать из воспоминаний современников. Ведь граф был достаточно разносторонним человеком. Он был членом Императорского Вольного экономического общества, одним из старейших членов Императорского Русского географического общества (с 1846 года), почётным членом Императорского Археологического общества и был не чужд даже общей литературе. Так, выйдя в отставку, он написал книгу о княжне Таракановой, опубликовал исторические документы из своего семейного архива в «Русском архиве» и «Сборнике Русского исторического общества».

Женой Панина была графиня Наталья Павловна Тизенгаузен, статс-дама, внучка графа Палена, известного своей ролью в заговоре против Павла I. Виктор Никитич пережил своего единственного сына Владимира и стал последним из графов Паниных. Многие имения Паниных (в том числе городецкое) унаследовала его внучка Софья , которая умерла в 1956 году в Америке. Дочери Виктора Панина вышли замуж за графов Левашова В.В. и Комаровского В.Е.

Скончался граф Виктор Никитич Панин в Ницце 1(12) апреля 1874 года. Тело его погребено в Троице-Сергиевской пустыни близ Петербурга.

«Городецкий вестник», № 92 (14730)

Именно так - «Российским гражданам - достойное образование» - называется Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг. За каким образованием будущее? Что такое студенческий стандарт качества? Находят ли общественные организации понимание со стороны Рособрнадзора? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета ОЗППОУ, член Экспертного совета при Правительстве РФ Виктор ПАНИН.

ПАНИН Виктор Викторович - председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам - достойное образование», член Экспертного совета при Правительстве РФ.
Родился в 1969 году в Саратовской области. Окончил Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
Автор многочисленных методических рекомендаций по самозащите прав потребителей в сфере образования, аналитических обзоров «Коррупция в образовании современной России», соавтор федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», руководитель ряда федеральных социальных проектов, член рабочей группы при Минтруда РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Руководитель рабочей группы по совершенствованию общественного контроля в РФ (в рамках создания системы Открытого правительства).
Женат, воспитывает четырех сыновей и дочь.
Кредо: через тернии к звёздам (per aspera ad astra).

Виктор Викторович, с одной стороны - провозглашается образование доступное и, следовательно, массовое, с другой - в стране очевидны тенденции культивирования образования элитарного. За каким, по вашему мнению, будущее?

Да, такое противопоставление есть, и тенденции очевидны, вы правы. Безусловно, образование в России должно быть эгалитарным - массовым и доступным для любого члена общества. По той простой причине, что это дает стабильность в государстве, возможность полнее реализовать себя любому гражданину, который готов работать над собой. Система образования - уникальный социальный лифт, выравнивающий различия между бедными и богатыми. Если ты получаешь качественное образование, если имеешь возможность проявить свои таланты, развить жизненный потенциал, то сможешь достичь чего-то большего. Любое государство, которое предоставляет такие возможности, заслуживает самых лестных отзывов и становится привлекательным для жизни собственных граждан, более социальным, сплоченным и крепким в результате. Наша организация со своей стороны делает для этого всё возможное.

Качество образования должно соответствовать ФГОС - это привычно и в целом понятно. Появляются профессиональные стандарты, но их применение ещё в новинку, и не всё здесь ясно. А вот студенческий стандарт качества образования - это что?

Честно признаюсь, хотя активно участвую в создании этого стандарта, вначале самому было не совсем понятно, что же мы должны написать и что сами студенты хотели бы заложить. Летом на Селигере около 80 студентов из разных вузов нашей страны включились в обсуждение проекта стандарта. В ходе трехдневной дискуссии высказывали свои предложения, спорили друг с другом, и с нами в том числе - экспертами, лекторами. В итоге пришли к мнению, что должно, наверное, быть такое понятие, как «стандарт комфортности». Что в него входит? Подразумевается наличие определенных, разных совершенно условий и возможностей в образовательных организациях: материально-технических - как для обучения кадров, так и для здорового питания, удобного проживания, а также возможностей для творчества, личностного развития. Точнее, необходимо наличие так называемой «открытой свободной среды», возможностей участвовать в принятии решений администрацией образовательной организации, в какой-то степени влиять на эти решения в адекватной форме. Все эти нюансы нашли отражение в проекте студенческого стандарта качества образования. Мы неоднократно обсуждали концепцию стандарта на уровне Общественной палаты, на площадке Рособрнадзора, который также активно в этом обсуждении участвует. Медленно, но верно движемся к определенным согласованиям. Думаю, что конечная точка будет поставлена в ближайшее время.

- Можно ли найти проект студенческого стандарта качества образования в открытых источниках?

Пока это ещё очень сырой документ. Работа над ним ведется в закрытой экспертной среде, но мы планируем опубликовать проект стандарта для публичного обсуждения на сайте ozppou.ru . Чем больше людей участвует в предварительном обсуждении, тем интереснее, полезнее и весомее будет конечный результат.

- Какие механизмы обеспечения гарантий качества образования, по-вашему, наиболее эффективны?

Механизмы обеспечения гарантий качества образования заложены, прежде всего, в законе об образовании. Можно спорить с чем-то, можно не соглашаться, но там, в принципе, даны четкие рекомендации, изложены концепции, основы государственного контроля качества образования. Вместе с тем необходимо развивать независимую общественную оценку качества образования. К сожалению, на сегодняшний день она у нас не настолько развита, как в других цивилизованных странах. Здесь есть чему поучиться и куда шагать.

- И выходим мы на проблему формирования гражданского общества?

Абсолютно. На проблему гражданского общества, на проблему идентичности, проявления социальной активности, желания участвовать в реализации общественных проектов. Причем зачастую это участие выражается в неоплачиваемой, волонтерской деятельности, которая развита во многих странах, а у нас находится в зачаточном состоянии.

Подходы к независимой оценке качества образования с позиции государственных контролирующих органов и с позиции общественного контроля разные или единые?

Дуализм в отношениях общества и государства всегда был, есть и будет. И, конечно, подходы к независимой оценке качества образования тоже будут разными. Достаточно сказать, что государственные контролирующие органы руководствуются всё-таки формальными требованиями, заложенными в тех же ФГОС. Наш подход гораздо шире, поскольку мы стараемся учитывать многие другие вопросы, которые в стандартах никак не отражены. В качестве примера могу привести вопросы организации здорового питания детей в образовательных организациях. К сожалению, ни во ФГОС, ни в каких-то других нормативных документах, которые касаются качества образования, ничего ровным счетом не сказано о вопросах обеспечения здоровья детей в образовательных организациях, в том числе с приведением каких-то конкретных критериев. Мы же считаем, что это один из ключевых вопросов. Задача образовательных организаций заключается не только в том, чтобы дать качественное образование, но и, в первую очередь, в сохранении и приумножении здоровья ребенка, который здесь учится. Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья - отдельная тема. Глубоко убежден, что только здоровый ребенок может получить качественное образование в полном объеме. В противном случае больные дети вынуждены тратить время, средства семьи на лечение, наверстывание упущенного. В итоге всё это складывается в ухудшение качества образования.

- Находят ли общественные организации, в частности ОЗППОУ, понимание со стороны Рособрнадзора?

Да, мы активно взаимодействуем, часто проводим консультации. С прежним руководителем много спорили, с нынешним - конструктивно обсуждаем многие вопросы и в узком кругу, и широком. Правда, есть и непонимание, но в то же время есть встречное движение, вопросы, по которым достаточно быстро находим общий язык.

Нынешнее руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки однозначно прогрессивнее прежнего, гораздо активнее в обсуждении острых вопросов. Они стараются не только слушать, стремятся ещё что-то и предлагать. Вот это радует. Меняется вектор в процессе государственно-общественного диалога по самым узким вопросам, так называемым «развилкам». Надеюсь, в ближайшее время мы порадуем наших граждан и, кстати говоря, региональных чиновников от образования определенными совместными решениями ОЗППОУ и Рособрнадзора.

Из четырех принципов создания системы Открытого правительства (так называемых четырех «К»: Кадры, Коррупция - точнее, противодействие ей, Конкуренция, Качество жизни) применительно к системе образования что, на ваш взгляд, первично?

Кадры решают всё. Этот политический лозунг, безусловно, не потерял актуальности и в наше время. Очень многое зависит от того, насколько профессиональные, ответственные, понимающие кадры будут работать в образовательных организациях. Мы сталкиваемся с серьезными проблемами на всех уровнях управления не только образованием, но и в других сферах. Профессионализм и компетенция тех, кто должен по роду своей деятельности выполнять те или иные управленческие функции, часто, к сожалению, оставляют желать лучшего. Собственно и та же коррупция, и конкуренция очень связаны с качеством кадров. И вопросы качества жизни тоже вытекают из вопросов подготовки специалистов, которые на местах обеспечивают это качество.

- «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», - писал поэт Павел Коган. Это про вас?..

Читайте в следующем номере «АО».

Отец В.Е. Панина, Евгений Дмитриевич (1895-1967), родом из г. Усть-Каменогорска, работал сельским учителем, затем бухгалтером. Мать, Зоя Николаевна (дев. Минервина, 1900-1970), родилась в г. Тобольске. До замужества работала воспитательницей детдома, затем вела домашнее хозяйство и воспитывала двоих сыновей. Брат В.Е. Панина Лев (1935-2013) – доктор медицинских наук, действительный член РАМН, директор Института биохимии СО РАМН. В.Е. Панин женат на Маргарите Васильевне (девичья Пьянкова, р. 1943). Она инженер-строитель по специальности. Их дети: Сергей (р. 1971), выпускник ТУСУРа, доктор технических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий лабораторией механики полимерных композиционных материалов Института физики прочности и материаловедения СО РАН, являлся председателем совета молодых ученых Томского научного центра СО РАН; Алексей (р. 1971), выпускник радиофизического факультета , доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией физики поверхностных явлений ИФПМ СО РАН.

Детство, студенческие годы

До 3 лет В.Е. Панин вместе с родителями жил в г. Джалал-Абаде (Киргизия), затем на родине матери, в Тобольске, где и прошла его юность. В Тобольске он окончил среднюю школу № 1 (). В 1947 году поступил на физический факультет ТГУ и окончил его с отличием в г. по специальности “Физика”.

От аспиранта до директора института

Панин В.Е. защищает диссертацию (1967)

Общественно-политическая деятельность

В период работы в ТГУ В.Е. Панин назначался куратором академических групп. Возглавлял производственный сектор профбюро СФТИ, был куратором НСО физического факультета . Избирался председателем научно-консультативного совета по физике металлов СФТИ. Был председателем Томского областного правления Союза научных и инженерных обществ, заместителем председателя, председателем совета по присуждению ученых степеней по физическим специальностям при физических факультетах ТГУ, заместителем председателя Томского областного правления общества “Знание”, заместителем редактора журнала “Известия вузов. Физика”, членом Головного совета по физике твердого тела МВ и ССО РСФСР, членом головного совета по порошковой металлургии Госкомитета по науке и технике СМ СССР (70-80-е гг.). В н.в. В.Е. Панин – член редколлегии международного журнала “Теоретическая и прикладная механика разрушения” (Амстердам, Нидерланды), трех редколлегий российских журналов, главным редактором международного журнала “Физическая мезомеханика”, член президиума СО РАН, член президиума Томского научного центра СО РАН, заместитель председателя объединенного ученого совета СО РАН по механике, энергетике и горным наукам. Председатель диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора наук по физике конденсированного состояния, механике деформируемого твердого тела, металловедению и термической обработке металлов ИФПМ СО РАН. Член координационного совета Минпромнауки РФ по приоритетному направлению развития науки и техники “Новые материалы и химические продукты”, руководитель направления “Компьютерное конструирование материалов”.);

  • Медаль “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина” (1970).
  • Труды

    • Совместно с М.А. Большаниной. Скрытая энергия деформации // Исследования по физике твердого тела. М., 1957;
    • Совместно с М.А. Большаниной, М.Б. Макагоном. Температурно-скоростная зависимость сопротивления деформации меди и ее сплавов // Исследования по жаропрочным сплавам. М., 1958. Т. 3;
    • Совместно с Е.Ф. Дударевым, Л.М. Буткевичем, Р.П. Долматовой. О влиянии ближнего порядка на мех. свойства твердых растворов // Физика металлов и металловедение. 1965. Т. 20, вып. 3;
    • Совместно с Е.Ф. Дударевым, Л.С. Бушневым. Влияние характера дислокационной структуры на механические свойства твердых растворов Cu – Al. // ДАН. 1965. Т.60, № 1;
    • Совместно с Е.Ф. Дударевым, Л.С. Бушневым. Концентрационная зависимость сопротивления деформации твердых растворов Cu – Al. // Физика металлов и металловедение. 1965. Т. 20, вып. 6;
    • Совместно с В.П. Фадиным, Л.Д. Кузнецовой. О влиянии исходного состояния на процессы порядок – беспорядок в твердых растворах Cu – Al // Физика металлов и металловедение. 1965. Т. 19, вып. 2;
    • Совместно с В.П. Фадиным. О вкладе ближнего порядка в изменение свойств твердых растворов Cu – Al при их термообработке // Известия вузов. Физика. 1965. №. 2;
    • Совместно Е.Ф. Дударевым, Л.С. Бушневым. Концентрационная зависимость сопротивления деформации твердых растворов Cu – Al // Физика металлов и металловедение. 1966. Т. 21, вып. 1;
    • Совместно с Е.Ф. Дударевым, Л.С. Бушневым. Структура и мех. свойства твердых растворов замещения. М., 1971;
    • / В.Е. Панин, В.Е. Егорушкин, П.В. Макаров и др.; Отв. ред. В.Е. Панин: В 2 т. Новосибирск, 1995. Т. 1;
    • Физическая мезомеханика и компьютерное конструирование материалов / В.Е. Панин, П.В. Макаров, С.Г. Псахье и др.; Отв. ред. В.Е. Панин: В 2 т. Новосибирск, 1995. Т. 2;
    • Physical mesomechanics of heterogeneous media and computer-aided design of materials / Ed. by V.E. Panin. - Cambridge: Cambridge Interscience Publishing, 1998;
    • Overview on mesomechanics of plastic deformation and fracture of solids // Theoretical and Applied Fracture Mechanics. 1998. № 30;
    • Синергетические принципы физической мезомеханики // Физическая мезомеханика. 2000. Т. 3, № 6;
    • Synergetic principles of physical mesomechanics // Theoretical and Applied Fracture Mechanics. 2001. № 37;
    • Поверхностные слои нагруженных твердых тел как мезоскопический структурный уровень деформации. Физическая мезомеханика // 2001. Т. 4, № 3;
    • Physical mesomechanics of solid surface layers // Proceedings International Conference on New Challenges in Mesomechanics, Aalborg University, Denmark, 26-30.08.2002;
    • Совместно с В.П. Сергеевым, А.В. Паниным. Наноструктурирование поверхностных слоев и нанесение наноструктурных покрытий. Томск: Изд-во ТПУ, 2008;
    • Совместно с А.В. Паниным. Фундаментальная роль наномасштабного структурного уровня пластической деформации твердых тел // Металловедение и термическая обработка металлов. 2006. №. 12;
    • Совместно с В.П. Сергеевым, А.В. Паниным, Ю.И. Почиваловым. Наноструктурирование поверхностных слоев и нанесение наноструктурных покрытий - эффективный способ упрочнения современных конструкционных и инструментальных материалов // ФММ. 2007. Т.104. № 6;
    • Совместно с В.Е. Егорушкиным, А.В. Паниным, Д.Д Моисеенко. Природа локализации пластической деформации твердых тел // ЖТФ. 2007. Т. 77. вып. 8;
    • Совместно с S.V.Panin, R.V. Goldstein Mesomechanics of multiple cracking of brittle coatings in a loaded solid// Int. Journ. Fracture. 2008;
    • Совместно с В.Е. Егорушкиным. Физическая мезомеханика и неравновесная термодинамика как методологическая основа наноматериаловедения // Физическая мехомеханика. 2009. Т.12. №.4.

    Источники и литература

    • ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 29. Д. 496;
    • Филоненко В., Детинко В., Елсукова Т. На переднем крае науки // За советскую науку. 1978. 18 мая;
    • Панин В. Конкурент плавки и литья // Красное знамя. 1980. 31 июля;
    • Развитие физ. наук в Томском университете / Ред. В.И. Гаман, М.А. Кривов. Томск, 1981 ;
    • Мерцалова Л. Как стать академиком // Красное знамя. 1988. 19 марта;
    • Научная элита: кто есть кто в РАН. М., 1993;
    • Коротаев А.Д. Кафедра физики металлов и развитие физического материаловедения при Томском университете // ;
    • Панин В.Е. Томская школа физики твердого тела // Физики о физике и физиках. Томск, 1998 ;
    • Профессора Томского политехнического университета 1991-1997 гг.: биографический сборник / Составители и отв. редакторы А.В. Гагарин, В.Я Ушаков. Томск, 1998;
    • Академик Виктор Панин: “Беды в экономике – от невостребованности науки” // Красное знамя. 2000. 28 ноября;
    • Сибирь в лицах. Новосибирск, 2001;
    • Почетные члены и почетные доктора Томского университета (1891–2013 гг.) / под ред. Г.В. Майера и С.Ф. Фоминых . 3-е изд., испр. и доп. Томск, 2013.

    Родился в 1969г. в Саратовской области;

    В 1991г. окончил Рижское высшее военно-политическое училище имени Маршала Советского Союза С.С.Бирюзова;

    С 2002 по 2005 год учился в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ по совместной программе с Международной высшей школой бизнеса "МИРБИС", завершил учебу с отличием по специальности "Государственное и муниципальное управление" с присвоением дополнительной квалификации "Master of Business Administration" (MBA);

    В мае 2007г. возглавил Оргкомитет I-го Всероссийского Форума многодетных и приемных семей России, выступил координатором социальных программ Всероссийского Сообщества многодетных и приемных семей;

    Принимал непосредственное участие в работе Всемирного Русского Народного Собора (2007), Общероссийской конференции "Защита прав потребителей: сфера образования" (2007), II Общероссийского гражданского форума при Общественной палате РФ (2008);

    Лауреат первой национальной премии "Маяки Отчизны" - за развитие крепкого гражданского общества и заботу о детях; награжден знаком отличия Ракетных войск стратегического назначения - медалью "Маршал Неделин", Золотым почетным знаком Национального Фонда "Общественное Признание" - за большой вклад в развитие современного российского образования, плодотворную общественно-просветительскую деятельность по защите прав участников образовательного процесса, активную гражданскую позицию;

    Является руководителем федеральных социальных проектов Общероссийской общественной организации "Общество защиты прав потребителей образовательных услуг"; автор многочисленных методических рекомендаций по самозащите прав в сфере образования; автор Аналитического обзора "Коррупция в образовании современной России" (2010г.).

    Женат, имеет четверых детей.

    Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

    МОСКВА, 15 апреля, РИА ФедералПресс. Председатель Всероссийского общества защиты потребителей образовательных услуг Виктор Панин направил в Генпрокуратуру обращение, с...

    Выбор редакции
    Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

    Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

    Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

    Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
    Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
    Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
    Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
    Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
    О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
    Новое