Темы исследовательские работы по обществу. Примерная тематика индивидуальных проектов по обществознанию


Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования

Актуальность темы проекта заключается в том, что проблемы семьи и все социальные изменения являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Экономические преобразования последних десятилетий, затянувшийся социально-экономический кризис негативно отразились на положении семьи как социального института. В результате сегодня по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей «группы риска».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Молодая семья сегодня» Проект по обществознанию подготовили: Зайцева Дарья и Шабринова Арина учащиеся 11 класса МОУ « Суховерковская СОШ» пгт. Суховерково 2015 год

План 1.Введение (актуальность, цели, задачи) 2.Теоретические сведения 3.Практическая часть: - Наши исследования(Анкетирование, результаты и выводы) 4.Заключение. 5.Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования

Актуальность Актуальность темы проекта заключается в том, что проблемы семьи и все социальные изменения являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Экономические преобразования последних десятилетий, затянувшийся социально-экономический кризис негативно отразились на положении семьи как социального института. В результате сегодня по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей «группы риска». Согласно статистике, 77,5% общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет, значит деторождение, а, следовательно, и будущее нации связано именно с молодой семьей.

Цель проекта: Определить тенденции развития современной молодой семьи на примере молодых семей Тверской области и поселка Суховерково.

Задачи проекта 1 . Изучить социальные изменения, происходящие в обществе и влияющие на современную российскую семью. 2 . Разработать анкету для изучения семьи для молодёжи от 18 до 35 лет, проживающей на территории Тверской области и п.Суховерково. 3. Подготовить и провести социологический опрос. 4. Изучить и систематизировать полученные данные 5. Классифицировать проблемы современной семьи, используя данные социологического исследования. 6. Определить оптимальные пути выхода из проблемы

Семья -это... Семья-это группа, основанная на супружеских и кровно -родственных отношениях, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и взаимопониманием. С семьей человек связан всю жизнь. Семья служит становлению личности индивида, формирует его физически, психологически, идейно. Семья играет большую роль в самореализации человека.

Типы семей Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов.

Функции семьи Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи: Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

Функции семьи Воспитательная функция семьи имеет три аспекта: Первый - передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Проблемы неполных семей Причины возникновения неполных семей: неподготовленность молодежи к браку; распространение добрачных связей; изменение моральных норм во взаимоотношениях полов; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания одного из партнёров; - изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины; Проблемы неполных семей: Материальные проблемы. Дефицит полноценных семейных отношений. Ребёнок лишён положительного образца для подражания в освоении роли семьянина. Неполные семьи не могут полноценно выполнять репродуктивную функцию

Кризис семьи. В современных условиях все заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации. Семья особо чувствительна к всяким изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов

Из статистики разводов Когда-то развод был редкостью и повсеместно осуждался, но сейчас это время осталось в далеком прошлом – в России ежегодно оказываются разбитыми сотни тысяч семей. За первый квартал 2014 года в России зафиксировано 207 825 браков. Имеющаяся статистика по Тверской области - 58 разводов на 100 заключенных браков - говорит о том, что на практике создание и сохранение семьи осложняется рядом неблагоприятных обстоятельств.

Проблемы «молодого брака» На сегодняшний день у молодых семей существует множество проблем. Известно, что наиболее опасный с точки зрения стабильности брака период – так, называемые «молодые браки». В этот период возникают трудности психологической адаптации, вхождения в роли мужа и жены, распределения обязанностей в семье, проблемы ведения общего хозяйства, медицинские проблемы, проблемы трудоустройства. Напряжённость в отношениях увеличивается при появлении детей, жилищных и финансовых проблем.

Практическая часть Мы провели социологическое исследование на тему «Проблемы современной семьи». Исследование было проведено в феврале-марте 2015г года. Целью исследования явилось изучение проблемы современной молодой семьи в п.Суховерково. В пгт.Суховерково проживает 670 человек,из них молодёжи возраста то 18 до 35 лет - 219человек. .

Исследование проводилось в форме анкетирования. С помощью разработанной анкеты было опрошено 20 респондентов, 25% - мужчин и 75 % - женщин. Выборочная совокупность составила 20 человек, из них 10 человек от 18 до 25лет (50%), с 26 – 35 лет – 10 человек (50%). Наибольшая часть опрошенных – состоят в официальном браке и имеют детей

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Выводы Анализ данных социологического исследования показал, что состояние семьи на сегодняшний день в п.Суховерково имеет множество проблем. И, самые актуальные проблемы семьи, по мнению респондентов это: *экономическая проблема-60% , *жилищные и бытовые проблемы-30%, *проблема пьянства одного из супругов-50%, *проблема неверности супругов-40%. Так же исследование показало, что все эти проблемы могут привести семью к разводу.

18 июня 2014 года состоялось очередное заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Тверской области на тему: «Молодые семьи. Проблемы и пути их решения».

Тверская область В мероприятии приняли участие руководители общественных организаций, представители молодых семей. Обсуждались следующие проблемы: обеспечение жильем, вопросы занятости, низкий уровень доходов, получение медицинской помощи, реализации государственных программ в данной сфере, проведения досуга. В рамках подготовки к Экспертному совету омбудсмен Владимир Бабичев посетил ряд учреждений, встретился с молодыми семьями из Твери и районов области. Рабочей группой и общественными помощниками Уполномоченного был проведен социологический опрос молодых семей Тверской области.

Наиболее остро перед молодыми семьями стоят проблемы: 1.приобретения жилья (78%), 2.получения достойной заработной платы (43%) 3. трудоустройства (34%). 4. проблем связаны с несовершенством социальной сферы(25 %)

Б ольше половины опрошенных молодых семей (55%) так или иначе находятся за чертой бедности или приближаются к ней. 50% опрошенных указали в качестве основной графы расходов приобретение продуктов питания, 29% - оплату коммунальных услуг. Дохода большей части молодых семей хватает только на то, чтобы обеспечить себя продуктами питания и оплатить коммунальные услуги. 82% граждан не удовлетворены доходами своей молодой семьи.

Государственные программы Последние несколько лет государством предприняты определенные усилия, направленные на укрепление института семьи: это приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Доступное жилье», выплата материнского капитала, выдача родовых сертификатов. Действует федеральная программа «Дети России».

Заключение Молодая семья играет важную роль в общественном развитии. Следовательно, государство, власть должны уделять особое внимание становлению и развитию молодой семьи, а семейная политика должна быть адекватной и взвешенной. Государству необходимо создавать условия для повышения качества жизни молодых семей: 1.Обеспечить собственным жильем,т.к. отдельное жилье для молодой семьи является фактором социализации, а также условием развития духовных и физических сил. 2 .Развивать сильную экономику, чтобы каждая молодая семья могла быть уверена в завтрашнем дне. 3 . Совершенствовать законодательную базу для обеспечения защиты и поддержки молодых семей.

Обществу, в том числе и тверскому, необходимо принимать действенные меры по воспитанию у детей и молодежи человеколюбия, сердечности, активности, желания заботиться о других, о ближнем. Без этого задачи укрепления и сохранения семьи реализовать будет невозможно.

Список литературы Архангельский В.Н. Семейная политика и социальная поддержка семей в Российской Федерации. Семья в России / В.Н. Архангельский. – М. : 2000 Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М. : 2001. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. http:// www.tver.kp.ru/online/news/1767136 http:// arriva.ru/publications/news/26899 . Браки и разводы. Неутешительная статистика.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о себе самом и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная среда сменяет другую. Во все времена общество стремилось повысить свой интеллектуальный потенциал. Мы живем в интересное и противоречивое время, когда прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И сегодня, во времена господства научно-технического прогресса, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса "ключевых компетентностей", способствующих социализации личности молодого человека, а именно:

  • способность к адаптации;
  • социальную ответственность;
  • способность к коммуникации;
  • толерантное отношение к другим;
  • социальную ответственность.

Уроки обществознания, как и уроки истории, культурологии, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.

Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Оно дает возможным приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города и страны в целом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.

При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным "Я", так с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой.

Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся.

Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место "Право", "Обществознания", "Культурология" в общей системе человеческого бытия.

Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.

Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.

В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания в 9 классах я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Уставом города.

Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение девятиклассников в проектную деятельность.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.

Перед изучением темы "Права человека" (примерно за месяц) был дан старт исследовательскому проекту "ТВОИ ПРАВА".

Ребята дали этому проекту творческое название

"Ребята, давайте жить дружно!"

Данный проект:

  • Практико-ориентированный
  • Категория учащихся - 9-й класс
  • групповой
  • срок реализации - 1 месяц
  • реализуется по УМК - 9 класс (автор Кравченко и Пескова).
  • направлен на реализацию следующих задач:

Образовательные цели:

  • Актуализировать знания учащихся по разделу "Права ребенка"

Развивающие цели:

Способствовать формированию -

  • развитию критического мышления
  • информационной культуры

Воспитательные цели:

Способствовать -

  • формированию коммуникативной культуры
  • формированию основ правой культуры
  • воспитанию толерантности

Основополагающим вопросом проекта стал вопрос:

Свободен ли свободный мир?

В ходе вводного занятия учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.

Первой группе предложена тема исследования - Зачем человеку права?

Второй группе - Перед какой "статуей" снимают шляпу, а равнодушные проходят мимо?

Третьей - Что делать, если твои права нарушены?

Проектный месяц включил три основных этапа:

  • подготовительный (организационный, или период запуска);
  • основной (выполнение проекта);
  • презентационный (публичная защита выполненной работы, представление полученного на основном этапе "продукта", ответы на вопросы учащихся и педагога.

Ресурсы проекта:

А) внутренние

  • Все учащиеся 9-х классов
  • Учитель обществознания
  • Заведующая школьной библиотекой

Б) технические

  • Сеть персональных компьютеров
  • Фотоаппарат
  • Видеомагнитофон
  • Видеокамера

В) внутренние

  • учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского и правового образования и воспитания
  • интернет

В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать достаточно компетентные работы.

I группа подготовила:

Лента времени (сообщение)

К+К (сообщение, презентация о конституции)

Мои права - моё богатство (кроссворд, буклет, тест)

II группа:

Я - гражданин (буклет, тест)

Сказка ложь, да в ней намек (презентация)

III группа:

А меня обидели (буклет)

Дядя Степа - милиционер (сообщение)

Итогом реализации этого проекта стал урок - "Круглый стол" (продолжительность 2 часа), который должен был подвести детей к следующим выводам:

  1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать: права человека реализуются только через его волю.
  2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
  3. Каждое право порождает определенную ответственность. Права без обязанностей приводят к вседозволенности, а обязанности без прав - к произволу.
  4. Каждый имеет прав столько прав, сколько он хочет и может иметь.
  5. Человек государство общаются друг с другом только письменно.

Самое оживленное обсуждение вызвала презентация - игра "Сказка-ложь, да в ней намек", которую создали учащиеся не только дл я себя, но и для того чтобы рассказать о Правах ребенка и младшим учащимся.

В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной научно-практической конференции "Маленькое открытии".

Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. О практической значимости проекта "ТВОИ ПРАВА" учащиеся поделилась в газетной заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования.

Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.

Литература и информационные ресурсы:

  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224
  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
  5. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
  6. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, январь, 2000 - приложение к газ. "Первое сентября".
  7. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: Русское слово, 2002.
  8. Кравченко А. И. Обществознание: книга для учителя, М.: Русское слово, 2002.
  9. Никитин А. Ф. Права ребенка: пособие для учащихся, М.: Дрофа, 2000.
  10. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию: учебное пособие для 8-9 класса, М.: Русское слово, 2002.
  11. http://www.rosino.ru/cgi - 25.10.05 bin/rosino.pl?cart_id=&page=&keywords=classic&number=16&search_request_button=Submit+Keyword -25.10.05
  12. http://www/ispa.com/news/?item=18586 -25.10.05
  13. http://www.lenta-ua.com - 25.10.05

Общие цели и задачи проектной деятельности по предметам история и обществознание

Целью проектной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

· Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

· Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

· Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

· Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

· повышение мотивации учащихся при решении задач;

· развитие творческих способностей;

· смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

· формирование чувства ответственности;

· создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

1. «Боги и герои Древней Греции», 5 класс, истори я

Большая советская энциклопедия. – М., 1978

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 2003

Грейвз Р. Мифы Древней Греции . - М., 1992

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия . - Киев, 1993

Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма . - Томск, 1996

Зурабова К Сухачевский В. Мифы и предания. – М., 2002

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1954

Мифы народов мира(в 2-х т). – М., 1982

Морган Л. Древнее общество. – М., 2000

Советский энциклопедический словарь. – М., 1978

Соловьев Н. Культура Древней Греции. – М., 2004

2. «Цикл экскурсий в Эрмитаж «Первобытный человек и история Древнего мира», 5 класс, история

Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М, 1979

Варшавский С., Рест Б. Подвиг Эрмитажа. Л., 1985

Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж, Л, 1983

Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917), Л, 1985

Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу, Л, 1970

Норман Д. Биография Эрмитажа. М., 2007

Персианова О.М. Сокровища мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа, Л, 1964

Пиотровский М. Б. Эрмитаж. М., 2010

Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа, Л, 1973

Шапиро Ю. Эрмитаж. По выставкам и залам, Л, 1983

Шапиро Ю. По Эрмитажу без экскурсовода., Л, 1970

Эрмитаж. М., 2011

Эрмитаж. История и архитектура зданий, Л, 1974

3. «Исторический атлас «Древняя Греция и Древний Рим», 5 класс, история

Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. М., 1986

Багров Лео

Багров Лео. История русской картографии. М., 2005

Браун Ллойд Арнольд . История географических карт. М., 2006

Жекулин В. С. Историческая география: Предмет и методы. Л.:, 1982.

Лютый А. А. Язык карты. М., 1981

Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие: Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. М. Гончаровой, Т. В. Зиничевой. М., 1999

Постников А. В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт / Отв. ред. И. А. Федосеев . М., 1985

Салищев К. А. Картоведение. М., 1990

Яцунский В. К. Историческая география: История её возникновения и развития в XIV-XVIII вв. М., 1955

4. «Исторический кроссворд», 6 класс, история

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. М. 1987

Гуревич А. Я. , Харитонович Д. Э. История средних веков. М., 2008

Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры . М., 2002

Егер О. Всемирная история. Средние века. М., 2006

История средних веков / Под ред. С. П. Карпова . В 2 тт. М., 2003

Косминский Е. А. Историография средних веков. V век - середина XIX века. Лекции / Под ред. Сказкина С. Д., Гутновой Е. В., Левицкого Я. А., Сапрыкина Ю. М. М., 1963

Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр., общ. ред. С. К. Цатуровой. М., 2001

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр., общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. М., 1992

Люблинская А. Д. Источниковедение средних веков. Л., 1955

Пиков Г. Г. Средние века в исторической науке

Словарь средневековой культуры / Отв. ред. А. Я. Гуревич. М., 2003

Хёйзинга И. Осень средневековья / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М., 1988

5. «Средневековый замок», 6 класс, история

Гамбаро Кристина, Калорэ Паола, Милена Эрколе Поццоли, Калорэ Паола . Замки Европы. М., 2011

М., 2013

Поньон Эдмон. Повседневная жизнь Европы в 1000г. М., 2000

Пустынникова И. С., Беспалова Н. Ю. Средневековые замки Европы. М., 2010

Цейн И. Замок: укрытие или ловушка?// Вехи истории. № 3. 1999

Яковлев В.А. История крепостей. М: Полигон, 2000

6. «Карта крестового похода», 6 класс, история

Багров Лео . История картографии. М., 2004

Кэрол Хилленбранд . Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. СПб., 2008

Пьер Виймар . Крестовые походы СПб., 2003.

Васильев А. А. История Византийской империи. Том II. От начала Крестовых походов до падения Константинополя

Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977

Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке . М., 1980

Лютый А. А. Язык карты. М., 1981

Салищев К. А. Картоведение. М., 1990

Успенский Ф. И. История Крестовых походов СПб., 1900-1901

Д.Хрусталёв. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII века. СПб., 2012

7. «Моя родословная», 6 класс, обществознание

Аксельрод В. Изучая предков, мы изучаем самих себя// Воспитание школьников. №7. 2005

Будник Г. А. "История семьи" как вид самостоятельной работы студентов по отечественной истории //Alma Mater: Вестник высшей школы. № 3. 2009

Бычкова М. Е. Что значит именно родные. М., 2000

Дан О. Составь свою родословную. М. - СПб., 2011

Извеков И. Познай свою семью // Народное образование. №5. 2008

Калистратова Э. А. Изучаем историю своего рода: учебно-справочное пособие. Екатеринбург, 2007

Калистратова Э. А. Как найти корни своего рода: практическое пособие. Екатеринбург, 2007

Калистратова Э. А. Пособие по составлению родословия. Екатеринбург, 2007

Мой род в истории: учеб. пособие для сред. шк. М., 2006

Наумов О. Н. Очерки по русской генеалогии: Избранные труды.М., 2012

Петриченко М. Б. Компьютер в генеалогических исследованиях. М., 2004

Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии. М., 1994

8. «Памятники культурного наследия России», 6 класс, обществознание

9. «Историческая карта «Города-Герои и Города воинской славы», 8 класс, история

Багров Лео . История картографии. М., 2004

А кперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. М. , 2002

Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М., 2002

Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2000

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. М., 2003

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и перераб. М., 2000

Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Авт.: Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2003

Бюджетный кодекс Российской Федерации: с измен. и доп. на 1 ноября 2001г. М., 2000

Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. – 2-е изд., испр. и доп. М., 2004

Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. М. , 2002

Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. М., 2002

Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002

Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М., 2003

Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. По спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Г.М. Колпакова. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003

Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н. Мысляева. М., 2003

11. «Моя предвыборная программа», 9 класс, обществознание

Белоусов А. 101. Книга выбормэна. М., 2011

Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Мы, народ... Российская Конституция. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1998

Выборы в демократическом обществе. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1996

Гришин Н. В. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3. 2012

Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах . М., 2000

Конституция РФ. М., 1993

Петухов В.Н. Правовое пособие для молодых избирателей. Калининградская областная избирательная комиссия. Калининград, 1997

12. «Карта «Музеи Центрального района Санкт-Петербурга», 8-9 класс, история

Волков А.С. "Историякультуры Санкт-Петербурга: с основания до наших дней". М., 2007

Иванов А. А. Все началось в Петербурге. Рассказы из русской истории. СПб., 2005

Наталия Гречук. Петербург. Секунды истории. СПБ., 2007

Петров П. Н. История Санкт-Петербурга. М., 2004

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. СПб., 2006

Санкт-Петербург: Энциклопедия. М., 2006

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое