Бог аид краткое содержание. Боги древней греции


Аид Аид

или Гадес

(Hades, Pluto, Αὶδ̀ης, Πλοότων). Бог подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса. Со своей супругой Персефоной он царствует в преисподней над тенями умерших; власть над адом он получил при разделе управления миром между Зевсом, Посейдоном и Аидом после победы над титанами. Аида называли Плутоном (πλοοτος - богатство), так как он властвует над глубиной земли, откуда человек получает все богатства - металлы, и хлебные растения, произрастающие из земли. Аид обладает особенным шлемом, имеющим свойство делать его невидимым даже самим богам; этом шлем надел на себя Персей, когда шел убивать Горгону Медузу. Аиду были посвящены черные бараны. Римские Плутон (Pluto, Orcus, Dis - от dides, богатый) и Прозерпина, властители подземного мира, сравнительно позднее заимствование греческих Аида и Персефоны.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АИД

Гадес (Άιδης, Αϊδης) букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. А. - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. Н. XV 187-193). А. царствует вместе с супругой Персефоной. (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с А. (Нот. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. πλούτος- богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. Il. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Нот. Н. V 395-403). Геракл похищает из царства мёртвых А. пса - стража А. (Нот. II. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства A.; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1-63).
В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - «подземным» (Hes. Орр. 405) и «спускающимся вниз» (χαται βάτης - Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). А. не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако А. внушает ужас
своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Нот. Od. XI 489- 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. II. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс - страж А. (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат» - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Нот. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537- 570), мрачные глубины А. - Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Hom. П. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Аеn. VI 295-330, 548-551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Ноm. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576-600) в тартаре - как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23-25). Гомер называет также в А. место для праведников - елисейские поля или элизиум (Ною. Od. IV 561-569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (01. It 54-88), так что разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея ).
Лит.: Платон, Соч.. т. 1, М., 1968 (Комментарий, с. 572-76); Vergilius Maro P., Aeneis erklärt von E. Norden, Buch 6, Lpz. 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1-2, 10 Aufl., Tulbingen, 192S; Wilamowitz-Mollendorff U., Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose Н. J., Griechieche Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961.
А. А. Тахо-Годи.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аид

(Гадес, Плутон) - бог подземного мира и царства мертвых. Сын Кроноса и Реи. Брат Зевса, Деметры и Посейдона. Супруг Персефоны. Его имя означает “невидимый” и заменяет другое имя, внушающее людям религиозный ужас. Аид - также само царство мертвых. В это царство никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Мрачные поля Аида заросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту листьев. Трехглавый свирепый пес Кербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускают сюда всех и не выпускает никого. Сюда не доходят ни радости, ни печали земной жизни. На золотом троне сидит Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танатос с мечом в руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду богини мщения Эринии. У трона стоит и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. У римлян - Орк.

// Генрих ГЕЙНЕ: Подземный мир // Н.А. Кун: ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА)

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АИД

в греческой мифологии сын титана Кроноса и Реи, бог царства мертвых.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Царство мертвых греческая мифология описывает как очень мрачное место. Каким образом бог подземного мира Аид стал верховным правителем царства мертвых и смог превратить его в темное царство.

В прошлый раз мы остановились на том, что Аид и остальные сыновья Кроноса, будучи детьми, были проглочены собственным отцом. Разумеется, будучи богами, они не умерли, а просто оказались в его чреве. Аид и его братья и сестры росли в чреве отца, все кроме Зевса – ему удалось избежать гнева Кроноса. После когда Зевс вырастет он возвратиться к отцу и освободит своих братьев и сестер.
Выйдя на свободу, дети Кроноса объединились между собой и стали олимпийскими богами. Они силой захватили власть, свергнув своих отцов в грандиозной битве – титаномахии.

Победив в этой битве, провозглашенные олимпийские боги должны были как-то поделить власть. Три брата Зевс Посейдон Аид – трое мужчин олимпийцев согласились разграничить свои владения. Для Аида это был решающий момент, навсегда определивший расстановку сил среди богов. По закону тех времен, как старший сын Аид имел преимущество. Он имел право унаследовать большую часть. Но его младший брат Зевс не хотел уступать Аиду, он предложил тянуть жребий. Тот, кому выпадет небо, станет верховным правителем мира.
Боги тянули жребий. Посейдону досталось море, Зевсу выпало небо, тем самым он стал верховным правителем в древнегреческой мифологии. Аиду же достался худший вариант – страна мертвых.

В древней Греции отношение к мертвым не сильно отличалось от сегодняшнего. Поэтому Аида почитали совсем не так, как остальных богов. Другие боги также не приходили к нему, так как ненавидели смерть. Его царство мертвых всегда мрачное и давящее, место полное страданий множества душ. Царство мертвых греческая мифология представляла себе как бескрайний край темных пещер и рек. Это серое и мрачное место, где над водой нависает запах распада.
Пещеры в древней Греции были чем то вроде точками перехода от наземной жизни в подземную. Древние греки боялись Аида и его царство. Но еще больше они боялись мёртвых душ, которые не могли войти в царство мертвых. По мифу эти души возвращались и преследовали живых.

Спустя какое-то время бог подземного мира Аид начал превращать свой мир мертвых в настоящее царство. Как и положено царю он воздавал хорошим и наказывал плохих. Таким образом, Аид собрал группу охранников следящих за душами умерших. Цербера – жестокого трехголового пса. Гекатонхейров или сторуких охранников Тартара. И самого верного своего последователя – Харона. Именно Харон перевозил на реке Стикс души умерших людей. Лишь с помощью Харона можно было попасть в Аид. К тому же никто не мог пересечь Стикс бесплатно. За перевозку каждая душа обязана была дать перевозчику монету. Если у души нет денег, чтобы заплатить Харону, она будет вечно скитаться без отдыха около берега Стикса. Отсюда Греки всегда клали монету покойному либо на веки, либо под язык. Это был обязательный ритуал, за его невыполнение строжайше наказывали. Ведь иначе усопший мог бы вернуться в этот мир, а это могло бы отразиться уже на всех.

В мифологии древней Греции люди, покинувшие этот мир молодыми, умершие насильственной смертью и те, кто не был похоронен по всем правилам, становились неприкаянными духами. Эти духи не могут войти в царство мертвых, поэтому они неприкаянные, несчастные и злые. Те же души что попали в Аид, оставались там навсегда.


Наказание для тех, кто пытался сбежать из царства мертвых, было очень жестоким. Но некоторые все же принимали попытки к бегству.
Миф сизифов труд рассказывает о человеке, который первый осмелился пойти против воли Аида. Его имя Сизиф. Под самый конец своей земной жизни Сизиф задумал обмануть смерть. Он попросил свою жену не хоронить его. Он знал, что если его не похоронят его душа останется между миром живых и мертвых.
Обмануть самого Аида достаточно тяжело, поэтому Сизиф обратился к Персефоне. Он поведал ей, как он возмущен, ведь его жена даже не похоронила его! Персефона почувствовала к нему симпатию и рассердилась на его жену. Она разрешила Сизифу вернуться наверх и устроить жене взбучку. Конечно же, Сизиф даже не думал возвращаться в царство мертвых.

Как гласит легенда о сизифе , Аид, узнав о том, что он обманут, очень разгневался. Он тотчас вернул Сизифа обратно в подземный мир. Его наказание было болезненным и вечным. Он был послан в тартар, где на огромную гору он должен был катить вверх огромный круглый камень. А вечером добираясь почти до вершины, он измученный должен был смотреть, как камень вновь срывается и катится вниз. Он должен был терпеть эти муки ежедневно во веки веков, отсюда пошло выражение - сизифов труд.

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов - златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель. Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона - чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм , главный центр почитания Аполлона.

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом - отвратителем бед и богом исцеления. Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида - богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил. Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее. Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес - вестник богов, покровитель путников. Он - посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Пан - сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан - бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

Древняя Греция подарила нам множество мифов, рассказывающих о взаимоотношениях богов и людей. Боги властвовали не только над миром живых, но и правили в мире

мертвых. Аид олицетворял саму смерть и наводил ужас на эллийцев, которые страшились выговаривать даже его имя. Его царство находилось под землей и состояло с трех уровней:

  1. Асфоделевый луг – сюда попадают почти все умершие, и он является аналогом современного чистилища. В тихом и спокойном месте бесцельно скитаются души людей.
  2. Тартар – место мучения всех грешников, находящееся глубоко под землей. Бездна окружена огненной рекой Пирифлегетон, в которой все, кто прогневал богов, находятся в страшных муках.
  3. Элизиум – остров блаженных и эквивалент рая. Сюда попадают все греческие герои.

Подземелье Аида – это царство мертвых, которое расположено на западе глубоко в недрах земли, где живет царь умерших и его помощники.

Перед главным входом в Тартар, растут черные тополя. Сюда Гермес приводит умершие души, родственники после смерти покойному, клали под язык монетку, чтобы он мог расплатиться с перевозчиком душ – Хароном.

Харон перевозит души, через реку Стикс, в ней живет Лета, если душа выпивает воду из реки, то теряет память навсегда.

Поля и луга бога подземелья покрыты зарослями диких тюльпанов – асфоделиями. Над тюльпанами постоянно проплывает множество душ, которые обречены постоянно вспоминать только негативные моменты жизни, поэтому они постоянно стонут, их всеобщий стон похож на шелест.

В подземелье царит постоянно ночь, здесь нет места солнцу, улыбкам и радости, каждый умерший, несет свое наказание вечно.

Вокруг подземного царства и в нем, протекало три реки: Ахерон, Стикс и Коцит, Лета, Флегетон.

Боги, давая клятву, упоминали реку Стикс, после такой клятвы ни один бог не мог нарушить обещание, а насланное проклятие было самым страшным для души.

Река Стикс 9 раз окружает подземелье Аида и занимает 10 часть от всей площади царства, огибает все поля и моря. В подземелье Стикс перходил в Коцит, внутреннюю реку.

В древних писаниях упоминалось, что мать Ахила окунала, своего сына в реку Стикс, благодаря чему он получил неуязвимость.

Также Гефест, создавая меч Давна, после ковки окунал его в воды Стикса, чтобы меч был более закаленным и опасным.

Специалисты из Стенфорда потратили множество времени на изучение литературы о реке Стикс и о ее место нахождении, после длительных экспедиций ученые сделали вывод, что река существует в нашем мире на полуострове Пелопоннес, сейчас этот остров называется Мавронери.

Некоторые ученные высказывали теорию, что великий и сильный полководец Александр Македонский был убит ядом, именно водой набранной из реки Стикс которая содержала убийственные вещества.

После тщательно анализа взятых вод в инновационных лабораториях, пришли к выводу, что вода взятая из предполагаемой реки Стикс, очень опасна для человека, так как содержит яд, который отравляет весь организм человека и приводит к мучениям.

Ахерон, река по которой перевозили, души умерших если была уплачена монета.

Коцит – река плача и стенаний.

Флегетон – река, в которую попадали души умерших людей, при жизни совершившие убийство кровного родственника.

Одним из самых известных героев был Геракл – сын Зевса и полубог. После многих подвигов на земле царь Еврисфей послал его в подземное царство привести трехглавого пса с головой дракона на хвосте. Аид разрешил Гераклу забрать чудовище, если тот сумеет победить все три головы. Побежденный пес бежал на поводке, а из пасти у него лилась пена. И где пена попадала на землю, там росла ядовитая трава.

Царство Аида, брата Зевса, находится глубоко под землей. Светлые солнечные лучи никогда не доходят к его владениям. Темные реки протекают в подземелье бога смерти, одна из них имеет название Стикс.

По полям обители Аида бродят тени умерших людей. Они всегда унылы и печальны. Никто не может покинуть адское место, верный пес бога тьмы Кербер внимательно охраняет выход из царства мертвых. Старик Харон перевозит через реку души, покинувшие земные тела, и им больше не суждено узреть яркого солнечного света.

Правитель подземного мира Аид сидит на троне из золота, всегда рядом с ним его супруга Персефона. Покровителю смерти служат непокорные богини мести — Эринии. Вооруженные змеями и бичами, они мучают преступника и взывают к его совести. Нет покоя от мстительниц нигде, везде они найдут провинившегося.

Мидос и Радамант — судьи мрачного царства. Рядом с троном Аида находится бог смерти Танат, вооруженный мечом. Он на своих крыльях прилетает к постели умирающего, чтобы отрезать прядку волос с его головы и извлечь душу.

Еще одним верным помощником мрачному Аиду служит Гипнос — бог сна. Он закрывает глаза умирающему человеку и погружает его в вечный сон. В темном подземелье носятся другие божества сновидений. Одни из них дарят земным жителям светлые и радостные сны, другие же — страшные и пугающие.
В темноте ужасного царства ходит привидение Эмпус. Хитрый призрак уводит людей в укромные места, где выпивает их кровь, а после съедает безжизненные тела. Там бродит жестокая Ламия, крадущая детей у их матерей и выпивающая кровь младенцев.

Над всеми чудовищами и привидениями главенствует богиня Геката. Она губит судьбы людей и посылает им тяжелые сновидения. Геката помогает колдунам, но и может противостоять их чарам.

В древние времена боги царства Аида символизировали опасные и разрушающие природные силы. Они появились в верованиях людей гораздо раньше богов-олимпийцев.

(буквально «порождающий страх, ужас», Гадес) – бог подземного мира на Земле и в царстве мертвых. По этой причине, все церемонии похорон в Древней Греции обязательно проходили с упоминанием и почитанием Бога Аида.

По писанию «Теогонии» Гесиода, бог Аид – (иногда упоминается как Кронус или Кронос) и Реи, был братом бога грома – Зевса, и бога морей — Посейдона.

Супругой Аида была Персефона (дочь Зевса и Деметрии). Согласно мифу, изложенному Гомером («Илиада», XV, стр.187-193), Бог Аид с братьями разделил наследство свергнутого отца Крона (Зевс лишил своего отца возможности продолжать род, обрубив серпом его половой орган), впоследствии ему досталось царство теней (душ мертвых), в котором обреченно находился свергнутый Крон.

Самым распространенным мифом об Аиде есть тот, который рассказывает о похищении Персефоны Аидом, которая незадолго до этого соблазнила его.

Аид решил украсть ее, и совершил это летним днем, когда Персефона собирала цветы и целебную траву. Деметра узнала, что ее дочь похитили, и решила отомстить – она перестала приносить людям урожай, после чего много смертных отправилось на тот свет.

Зевс, узнавший о страшных последствиях поступка родного брата, заставил его немедленно вернуть Персефону к ее матери, иначе он лишит Аида царствования в мире мертвых.

Бог Аид не хотел соглашаться с этим, и решил поступить иначе. Он дал Персефоне несколько зерен граната, после чего заставил ее съесть их.

Эти зерна навсегда привязали Персефону к царству Аида, по этой причине она не может навсегда покинуть своего мужа. Весной и летом Персефона вынуждена возвращаться на Землю, а осенью и зимой к Аиду (миф о Персефоне, возвращающейся на Землю, отражает смену времен года и возрождение растительности) – царствовать над всеми душами.

Согласно Гомеру («Илиада», 484-485), Бог Аид был первым обладателем всем известного волшебного шлема, делающего его бессмертным и невидимым на Земле – вне своего царства.

По Аполлодору («Библиотека», II, 4, 2), этим священным шлемом в дальнейшее время пользовались богиня Афина, которая потом отдала шлем герой Персею. Именно с этим шлемом Персей добывал голову горгоны Медузы.

Бог подземного царства Аид

Согласно Гомеру, бог Аид стережет свое царство один, но в этом ему помогает его трехглавая собака – могучий Цербер . Но даже Аид не был неуязвимым, где бы он не находился. Как и все боги, Аид мог получить рану даже от смертного.

Когда Геракл сошел в преисподнюю, он тяжело ранил Аида, стоявшего прямо у входа. Аиду вскоре пришлось отправится на гору Олимп, чтобы залечивать рану.

В отличии от людей, боги веками залечивают свои раны. Античным ваятелем Аид в основном изображался могучим, крепким, стройным, зрелым мужем, бесстрашно сидящем на своем троне, с магическим жезлом в правой руке (иногда вместо жезла изображается двузубец).

Рядом с ним сидит верная жена – Персефона, а у его ног обычно лежит трехглавый пес Кербер (известный как Цербер). В этрусской мифологии с греческим Аидом отождествлялся владыка подземного царства – Аита (изображался в короне со скипетром или с волчьим скальпом на голове).

В Римской мифологии Аид часто отождествлялся с древними местными богами смерти и ужаса – Орком и Диспатером. Аид в античности почитался греками как бог всего, что связано с подземными недрами, дарующий урожай и плодородие.

В Древней Греции в жертву Аиду было принято приносить черных или темных быков. Согласно Павсания («Мир Эллады», VI, 25, 2), Аида в основном почитали в Элиаде, где обязательно раз в год (в летнее время) открывался храм бога (подобно тому, что люди только один раз покидают Землю, и спускаются в царство душ).

В этот храм разрешалось входить только верховным священнослужителям. На самый популярный сюжет мифа «Аид и Персефона» в музеях хранится фрагмент росписи краснофигурного килика (древнегреческий сосуд для питья из металла или обожженной глины, снаружи и внутри покрываемой росписью), которые находятся в Лондоне – знаменитом хранилище греческой культуры.

В греческой мифологии Аидом именуется также преисподняя или царство всех мертвых. В самых древних мифах Аид является не богом, Аид – это обиталище теней всех умерших (богов или людей), находящихся на краю света — на западе (или под землей), где заходит солнце.

В Аиде (подземном царстве) души умерших продолжают свои привычные земные занятия, дела или ремесла. Они никогда уже не смогут вернуться обратно.

Несмотря на очень неоднозначное отношение греков к Аиду (он вызывает одновременно страх и уважение), этот бог упоминается в мифологических рассказах достаточно часто, а это позволяет нам быть уверенными в том, что древние греки не только уважали его, но и считали, что именно он решает судьбы душ, которые покинули земное тело: решает, будут ли они жить в покое, или же они будут обреченными на ужас.

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое