Русская народная сказка как мужик. Умный мужик — русская народная сказка


У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Ты всему дому голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:

Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

И вас, - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

И вас трое.

А себе взял двух гусей.

В одной деревне жил бедный мужик; дожил он до того, что у него только и осталась одна овечка да две тыквы. Лежит он однажды на печи и думает: «Нет у меня ни хлеба, ни муки, продать разве овечку?» Слез с печки, оделся, привязал овечку на веревку и повел ее на рынок продавать.

Идет он мимо своей церкви; попадается ему навстречу поп и спрашивает: «Куда повел овечку?» - «Продавать, батюшка».- «Продай мне?» - «Купи».- «А что просишь?» - «Пятьдесят рублей».- «Что очень дорого?» - «Да ведь, батюшка, овечка-то не простая: с десятком волков одна справится».- «Ну, хорошо!»

Отдал поп мужику деньги и повел овечку домой. Вдруг овца увидела двух волков, забегала, зарвалась, веревочка и сорвалась, а волки схватили ее и съели. Поп потужил, поохал, да и говорит: «Кабы веревочка не порвалась, так бы овечка волкам не поддалась!»

Пришел домой и говорит попадье: «Ну, матка, я овечку купил!» - «Ну, хорошо. А много ли дал?» - «Пятьдесят рублей».- «Что больно дорого?» - «Да овечка-то не простая: с десятком волков одна справится».- «Ладно, мы ее на охоту будем отпускать, она нам волков надавит,

А я тебе волчьих шуб нашью». - «Да у меня беда случилась».- «Какая?» - «А когда я вел овечку-то, она увидала двух волков, хотела на них броситься, а веревочка-то и сорвалась, она им и поддалась, волки ее и съели…» - «Ох, ох, батюшка!..»

Поохали, поохали, да делать было нечего.

А мужик, получивши деньги за овечку, накупил муки и напек хлебов, сел на лавку и думает: «Теперь у меня хлеб есть, только соли нет. Пойду-ка я срежу две тыквы, продам их да и куплю себе соли».

Срезал две тыквы, положил в корзину и пошел продавать. Идет мимо церкви, ему навстречу опять поп попадается и спрашивает: «Куда, мужичок, пошел?» - «В город».- «Зачем?» - «Жеребячьи яйца продавать».-«Продай мне».- «Купи».- «Сколько просишь?» - «Десять рублей».- «Что дорого?» - «Да жеребята-то высидятся какие!» - «А ты научи меня, как их высидеть-то».-

«А как придешь домой, положи яйца в пестерь и сядь на них - через месяц они у тебя и вылупятся».

Отдал поп мужику деньги, взял тыквы и пошел домой. Приходит домой и рассказывает попадье, как он купил жеребячьи яйца и что с ними нужно делать, чтобы высидеть жеребят. Попадья дала ему пестерь и велела поставить на полати. Вот поп сел; сидит день, сидит два, сидит и неделю, с пестеря не сходит и думает: «Вот скоро у меня жеребята вылупятся».

Случилось, что в это время у барина родился сын, и посылает барин своего кучера к попу, чтобы тот пришел и дал младенцу имя. Приходит кучер к попу и спрашивает у попадьи: «Где батюшка?» - «А на что тебе?» - «У барина сын родился, так надо ему дать имя».- «Он на полатях сидит на яйцах». Кучер подошел к полатям и говорит: «Батюшка! У нашего барина родился сын, так иди дай ему имя».- «Не пойду!» -отвечал поп сердито. «Пожалуйста, батюшка!» - «Я сказал тебе: не пойду, так и не пойду! Мне из-за вашего барина не лишаться же жеребят».

Так и не пошел поп к барину.

Приходит кучер к барину и говорит, что поп не идет. Тогда барин взял плеть и пошел сам. Приходит к попу и говорит: «Батюшка! Дай моему сыну имя!» - «Я сказал вам, что не пойду»,- отвечал поп. «Пожалуйста, батюшка!» - «Убирайся ты к черту и с твоим сыном!» - закричал поп. Тут барин и давай его хлестать плетью. Поп долго вертелся и ежился, наконец стало ему невтерпеж, соскочил с полатей, схватил свой пестерь и, держа его так, как сидел на нем, бросился бежать в поле, а барин с плетью за ним.

Прибежал поп к огороду, а в этом месте подле огорода была навалена куча хворосту, по которым сидели два зайца. И хотел поп перелезть через огород, да задел пестерем за кол; пестерь остался на коле, а поп упал на хворост. Зайцы испугались и выскочили, а поп думал, что это его жеребята, и погнался за ними. Бежит за ними и кричит: «И-го-го-го! Жеребятки, я ваша матка!»

Зайцы убежали в лес; поп долго бегал по лесу, не мог найти своих жеребяток и воротился домой с пустыми руками.

Хитрый мужик

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Жил один поп. У него был работник. Поп был скупой на хлеб-соль, но жестокий к работнику. Работника он всегда кормил не досыта. Принесет полковриги и...
  2. Вариант 1 «Нету, батюшка!» - «Где же он?» - «Да ведь он, батюшка, с тобой вчерась пошутил да после того и дома не бывал». -...
  3. Жил-был поп, по прозванию Жаворонок; а при нем дьячок находился: оба горькие пьяницы. Овдовел и поп, овдовел и дьячок, и начали еще больше прежнего пить...

Мужик – частый герой русских народных сказок. Этот персонаж встречается и в сказках о животных («Вершки и корешки)», и в бытовых («Про нужду», «Барин и мужик»), и в волшебных («Иван, мужицкий сын»). Есть особая категория произведений, смыкающаяся с былинами и легендами. Яркий пример такой сказки – «Никита Кожемяка».

Мужик в русских народных сказках

Образ крестьянского мужика в народных сказках

Каким бы ни был жанр произведения, образ мужика имеет характерные черты:

  • Относительная бедность . Мужик не обязательно совсем уж неимущий. Он может быть и вполне зажиточным. Но в любом случае он беднее попа, барина или купца, не говоря уж о царе. При этом бедность обычно является достоинством. Точнее, это качество свойственно положительному персонажу. Если в сказке фигурируют два мужика, богатый и бедный, симпатии рассказчика будут на стороне второго.
  • Бесправие . Мужик, даже богатый, находится в самом низу социальной лестницы. Все для него власть, перед всеми он бессилен.
  • Необразованность . Мужик знает лишь то, что вокруг него – свою деревню и ближайший город, куда ездит на ярмарки. Остальное знакомо ему лишь понаслышке, часто – в искаженном виде. Он наивен и часто становится жертвой злой шутки или обмана.

Но мужик не зря стал одним из ключевых персонажей народной сказки. Свое ущемленное положение он компенсирует личными качествами.

  • Природный ум . Пусть мужик необразован, зато он обладает практической сметкой и здравым смыслом. И уже поэтому может одержать верх в споре и с попом, и с царем, и с помещиком. В «Вершках и корешках» мужик не может справиться с глупым, но сильным и жадным медведем, поэтому обманывает его.
  • Справедливость . Даже пытаясь выбраться из сложного положения, мужик не обманывает обездоленных и не обижает слабых. Жертвами его шуток, пускай иногда и злых, становятся лишь те, кто заслуживают такого отношения. В сказке «Про нужду» мужик ворует у барина лошадей. Но барин богат не потому, что много работал. Он бездельник, наживающийся на чужом труде, при этом глупый и равнодушный. И крестьянин не просто увел тройку, он показал барину, что такое нужда – то есть поставил его в положение, равное своему.
  • Трудолюбие . В народных сказках, особенно бытовых, много внимания уделяется нелегкому крестьянскому труду. Мужик работает от рассвета до заката, без жалоб и упреков.
  • Щедрость и милосердие . Разделить с нуждающимся последнюю краюху хлеба, отдать обездоленному последнюю рубаку – распространенный сюжетный ход в русских народных сказках. Главному герою, попавшему в нелегкую ситуацию, зачастую помогает бедный крестьянин, а не боярин или поп. Завязкой сказки «Иван, мужицкий сын» служит именно такой сюжет: крестьянин бескорыстно помогает раненому орлу, выхаживает его.

При этом народная сказка не идеализирует мужика. Часто крестьянин трусоват, опаслив – это следствие его тяжелой жизни. Во многих сказках исключительная бедность мужика объясняется его же глупостью и непрактичностью. Ярко выраженная особенность характера этого персонажа – наивная мечта о мгновенном богатстве без особых усилий. Классический пример – сказка «По щучьему велению». Емеля был ленив и глуп, но поймал волшебную щуку, и его жизнь изменилась. Он стал богат, умен, красив, практически всемогущ и женился на царевне. Для людей, тяжело трудившихся изо дня в день, такая мечта о волшебном помощнике, который просто подарит счастье, была единственным способом скрасить нелегкую жизнь.

Но все эти недостатки лишь делают персонаж человечнее. Мужик в сказках – соль земли, тот, на ком держится государство, пусть и сказочное. И когда приходит беда, он встает грудью на защиту отечества. Мужик делает это без радости – он миролюбив и не любит воевать. Но и врагу спуску не даст. Никита Кожемяка, Илья Муромец – выходцы из крестьянского сословия. Нам, современникам, народная сказка может казаться слишком простой, наивной, даже в чем-то нелепой. Но она всегда искренняя. Именно так видели мир люди, жившие много веков назад. Русский мужик внешне скромен. Это не герой в сияющих доспехах. Но он живет, борется и побеждает – так, как может.

В одной деревне жили-были два мужика: один богатый, а другой бедный. У богатого мужика всего вдоволь, а у бедного - детей много, а всего добра один гусь. И дошло дело до того, что нечем стало бедняку детей кормить. Что тут станешь делать?

Думал-думал, как быть, чем детей накормить, и надумал:

Жарь, хозяйка, гуся!

Зажарила хозяйка гуся, поставила на стол, а хлеба нет ни крошки.

Говорит мужик:

Ну как станем без хлеба есть, надолго ли нам гуся хватит? Лучше отнесу его барину, хлеба у него попрошу.

Ступай, муженек, ступай, - говорит жена, - может, хоть полмешка муки даст.

Пришел мужик к барину:

Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай - детей нечем кормить.

Ну ладно, - барин говорит. - Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды.

Разделишь без обиды - дам муки, а не сумеешь - выпороть прикажу.

А семья у того барина: сам с женой, два сына да две дочери - всего шестеро. Попросил мужик нож и стал гуся делить. Сперва отрезал голову, подает барину:

Ты всему дому голова - так вот тебе гусиная голова.

Отрезал гузку, барыне подает:

Тебе дома сидеть, за домом глядеть - вот тебе гузка.

Отрезал лапки, подает сыновьям:

Вот вам по ножке - топтать отцовские дорожки.

А дочерям по крылышкам дал:

Вам с отцом, с матерью не век жить - вырастете, полетите прочь, свое гнездо вить.

Остальное себе взял:

А мужик сер да глуп - мне глодать хлуп.

Засмеялся барин:

Хорошо, мужик, гуся разделил и сам в обиде не остался!

Поднес стаканчик вина и велел дать два мешка муки бедному мужику.

Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедняку. Зажарил пять жирных гусей, принес барину, сам кланяется:

Не побрезгуй, ваша милость, принять за поклон от меня пять кормлённых гусей!

Спасибо, братец, спасибо! Сумел ты гусей подарить, сумей свой подарок промеж нас без обиды разделить. Коли разделишь без обиды - награжу, а не сумеешь разделить - велю на конюшне выпороть.

Стоит богатый мужик, прикидывает и так и сяк - никак ему пять гусей между шестью человеками не разделить.

Позвал барин бедняка:

Можешь ли пять гусей промеж нас без обиды разделить?

А чего не разделить! - отвечает бедный мужик.

Подает одного гуся барину с барыней:

Вас двое - вот вам гусь. Теперь вас стало трое.

Другого гуся двум сыновьям подал:

И вас теперь трое стало.

Третьего подает двум дочерям:

И вас стало трое.

Двух остальных гусей себе взял:

И нас стало трое. Никому не обидно.

Барин рассмеялся:

Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл!

Поднес ему стаканчик вина, велел дать воз муки, а богатого мужика на конюшню послал, велел выпороть.

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое