Русская народная сказка как мужик. Умный мужик — русская народная сказка
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:
Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял всего гуся.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:
Вот вас трое с гусем.
Одного дал сыновьям:
И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
И вас трое.
А себе взял двух гусей.
В одной деревне жил бедный мужик; дожил он до того, что у него только и осталась одна овечка да две тыквы. Лежит он однажды на печи и думает: «Нет у меня ни хлеба, ни муки, продать разве овечку?» Слез с печки, оделся, привязал овечку на веревку и повел ее на рынок продавать.
Идет он мимо своей церкви; попадается ему навстречу поп и спрашивает: «Куда повел овечку?» - «Продавать, батюшка».- «Продай мне?» - «Купи».- «А что просишь?» - «Пятьдесят рублей».- «Что очень дорого?» - «Да ведь, батюшка, овечка-то не простая: с десятком волков одна справится».- «Ну, хорошо!»
Отдал поп мужику деньги и повел овечку домой. Вдруг овца увидела двух волков, забегала, зарвалась, веревочка и сорвалась, а волки схватили ее и съели. Поп потужил, поохал, да и говорит: «Кабы веревочка не порвалась, так бы овечка волкам не поддалась!»
Пришел домой и говорит попадье: «Ну, матка, я овечку купил!» - «Ну, хорошо. А много ли дал?» - «Пятьдесят рублей».- «Что больно дорого?» - «Да овечка-то не простая: с десятком волков одна справится».- «Ладно, мы ее на охоту будем отпускать, она нам волков надавит,
А я тебе волчьих шуб нашью». - «Да у меня беда случилась».- «Какая?» - «А когда я вел овечку-то, она увидала двух волков, хотела на них броситься, а веревочка-то и сорвалась, она им и поддалась, волки ее и съели…» - «Ох, ох, батюшка!..»
Поохали, поохали, да делать было нечего.
А мужик, получивши деньги за овечку, накупил муки и напек хлебов, сел на лавку и думает: «Теперь у меня хлеб есть, только соли нет. Пойду-ка я срежу две тыквы, продам их да и куплю себе соли».
Срезал две тыквы, положил в корзину и пошел продавать. Идет мимо церкви, ему навстречу опять поп попадается и спрашивает: «Куда, мужичок, пошел?» - «В город».- «Зачем?» - «Жеребячьи яйца продавать».-«Продай мне».- «Купи».- «Сколько просишь?» - «Десять рублей».- «Что дорого?» - «Да жеребята-то высидятся какие!» - «А ты научи меня, как их высидеть-то».-
«А как придешь домой, положи яйца в пестерь и сядь на них - через месяц они у тебя и вылупятся».
Отдал поп мужику деньги, взял тыквы и пошел домой. Приходит домой и рассказывает попадье, как он купил жеребячьи яйца и что с ними нужно делать, чтобы высидеть жеребят. Попадья дала ему пестерь и велела поставить на полати. Вот поп сел; сидит день, сидит два, сидит и неделю, с пестеря не сходит и думает: «Вот скоро у меня жеребята вылупятся».
Случилось, что в это время у барина родился сын, и посылает барин своего кучера к попу, чтобы тот пришел и дал младенцу имя. Приходит кучер к попу и спрашивает у попадьи: «Где батюшка?» - «А на что тебе?» - «У барина сын родился, так надо ему дать имя».- «Он на полатях сидит на яйцах». Кучер подошел к полатям и говорит: «Батюшка! У нашего барина родился сын, так иди дай ему имя».- «Не пойду!» -отвечал поп сердито. «Пожалуйста, батюшка!» - «Я сказал тебе: не пойду, так и не пойду! Мне из-за вашего барина не лишаться же жеребят».
Так и не пошел поп к барину.
Приходит кучер к барину и говорит, что поп не идет. Тогда барин взял плеть и пошел сам. Приходит к попу и говорит: «Батюшка! Дай моему сыну имя!» - «Я сказал вам, что не пойду»,- отвечал поп. «Пожалуйста, батюшка!» - «Убирайся ты к черту и с твоим сыном!» - закричал поп. Тут барин и давай его хлестать плетью. Поп долго вертелся и ежился, наконец стало ему невтерпеж, соскочил с полатей, схватил свой пестерь и, держа его так, как сидел на нем, бросился бежать в поле, а барин с плетью за ним.
Прибежал поп к огороду, а в этом месте подле огорода была навалена куча хворосту, по которым сидели два зайца. И хотел поп перелезть через огород, да задел пестерем за кол; пестерь остался на коле, а поп упал на хворост. Зайцы испугались и выскочили, а поп думал, что это его жеребята, и погнался за ними. Бежит за ними и кричит: «И-го-го-го! Жеребятки, я ваша матка!»
Зайцы убежали в лес; поп долго бегал по лесу, не мог найти своих жеребяток и воротился домой с пустыми руками.
Хитрый мужик
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :
- Жил один поп. У него был работник. Поп был скупой на хлеб-соль, но жестокий к работнику. Работника он всегда кормил не досыта. Принесет полковриги и...
- Вариант 1 «Нету, батюшка!» - «Где же он?» - «Да ведь он, батюшка, с тобой вчерась пошутил да после того и дома не бывал». -...
- Жил-был поп, по прозванию Жаворонок; а при нем дьячок находился: оба горькие пьяницы. Овдовел и поп, овдовел и дьячок, и начали еще больше прежнего пить...
Мужик – частый герой русских народных сказок. Этот персонаж встречается и в сказках о животных («Вершки и корешки)», и в бытовых («Про нужду», «Барин и мужик»), и в волшебных («Иван, мужицкий сын»). Есть особая категория произведений, смыкающаяся с былинами и легендами. Яркий пример такой сказки – «Никита Кожемяка».
Мужик в русских народных сказках
Образ крестьянского мужика в народных сказках
Каким бы ни был жанр произведения, образ мужика имеет характерные черты:
- Относительная бедность . Мужик не обязательно совсем уж неимущий. Он может быть и вполне зажиточным. Но в любом случае он беднее попа, барина или купца, не говоря уж о царе. При этом бедность обычно является достоинством. Точнее, это качество свойственно положительному персонажу. Если в сказке фигурируют два мужика, богатый и бедный, симпатии рассказчика будут на стороне второго.
- Бесправие . Мужик, даже богатый, находится в самом низу социальной лестницы. Все для него власть, перед всеми он бессилен.
- Необразованность . Мужик знает лишь то, что вокруг него – свою деревню и ближайший город, куда ездит на ярмарки. Остальное знакомо ему лишь понаслышке, часто – в искаженном виде. Он наивен и часто становится жертвой злой шутки или обмана.
Но мужик не зря стал одним из ключевых персонажей народной сказки. Свое ущемленное положение он компенсирует личными качествами.
- Природный ум . Пусть мужик необразован, зато он обладает практической сметкой и здравым смыслом. И уже поэтому может одержать верх в споре и с попом, и с царем, и с помещиком. В «Вершках и корешках» мужик не может справиться с глупым, но сильным и жадным медведем, поэтому обманывает его.
- Справедливость . Даже пытаясь выбраться из сложного положения, мужик не обманывает обездоленных и не обижает слабых. Жертвами его шуток, пускай иногда и злых, становятся лишь те, кто заслуживают такого отношения. В сказке «Про нужду» мужик ворует у барина лошадей. Но барин богат не потому, что много работал. Он бездельник, наживающийся на чужом труде, при этом глупый и равнодушный. И крестьянин не просто увел тройку, он показал барину, что такое нужда – то есть поставил его в положение, равное своему.
- Трудолюбие . В народных сказках, особенно бытовых, много внимания уделяется нелегкому крестьянскому труду. Мужик работает от рассвета до заката, без жалоб и упреков.
- Щедрость и милосердие . Разделить с нуждающимся последнюю краюху хлеба, отдать обездоленному последнюю рубаку – распространенный сюжетный ход в русских народных сказках. Главному герою, попавшему в нелегкую ситуацию, зачастую помогает бедный крестьянин, а не боярин или поп. Завязкой сказки «Иван, мужицкий сын» служит именно такой сюжет: крестьянин бескорыстно помогает раненому орлу, выхаживает его.
При этом народная сказка не идеализирует мужика. Часто крестьянин трусоват, опаслив – это следствие его тяжелой жизни. Во многих сказках исключительная бедность мужика объясняется его же глупостью и непрактичностью. Ярко выраженная особенность характера этого персонажа – наивная мечта о мгновенном богатстве без особых усилий. Классический пример – сказка «По щучьему велению». Емеля был ленив и глуп, но поймал волшебную щуку, и его жизнь изменилась. Он стал богат, умен, красив, практически всемогущ и женился на царевне. Для людей, тяжело трудившихся изо дня в день, такая мечта о волшебном помощнике, который просто подарит счастье, была единственным способом скрасить нелегкую жизнь.
Но все эти недостатки лишь делают персонаж человечнее. Мужик в сказках – соль земли, тот, на ком держится государство, пусть и сказочное. И когда приходит беда, он встает грудью на защиту отечества. Мужик делает это без радости – он миролюбив и не любит воевать. Но и врагу спуску не даст. Никита Кожемяка, Илья Муромец – выходцы из крестьянского сословия. Нам, современникам, народная сказка может казаться слишком простой, наивной, даже в чем-то нелепой. Но она всегда искренняя. Именно так видели мир люди, жившие много веков назад. Русский мужик внешне скромен. Это не герой в сияющих доспехах. Но он живет, борется и побеждает – так, как может.
В одной деревне жили-были два мужика: один богатый, а другой бедный. У богатого мужика всего вдоволь, а у бедного - детей много, а всего добра один гусь. И дошло дело до того, что нечем стало бедняку детей кормить. Что тут станешь делать?
Думал-думал, как быть, чем детей накормить, и надумал:
Жарь, хозяйка, гуся!
Зажарила хозяйка гуся, поставила на стол, а хлеба нет ни крошки.
Говорит мужик:
Ну как станем без хлеба есть, надолго ли нам гуся хватит? Лучше отнесу его барину, хлеба у него попрошу.
Ступай, муженек, ступай, - говорит жена, - может, хоть полмешка муки даст.
Пришел мужик к барину:
Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай - детей нечем кормить.
Ну ладно, - барин говорит. - Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды.
Разделишь без обиды - дам муки, а не сумеешь - выпороть прикажу.
А семья у того барина: сам с женой, два сына да две дочери - всего шестеро. Попросил мужик нож и стал гуся делить. Сперва отрезал голову, подает барину:
Ты всему дому голова - так вот тебе гусиная голова.
Отрезал гузку, барыне подает:
Тебе дома сидеть, за домом глядеть - вот тебе гузка.
Отрезал лапки, подает сыновьям:
Вот вам по ножке - топтать отцовские дорожки.
А дочерям по крылышкам дал:
Вам с отцом, с матерью не век жить - вырастете, полетите прочь, свое гнездо вить.
Остальное себе взял:
А мужик сер да глуп - мне глодать хлуп.
Засмеялся барин:
Хорошо, мужик, гуся разделил и сам в обиде не остался!
Поднес стаканчик вина и велел дать два мешка муки бедному мужику.
Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедняку. Зажарил пять жирных гусей, принес барину, сам кланяется:
Не побрезгуй, ваша милость, принять за поклон от меня пять кормлённых гусей!
Спасибо, братец, спасибо! Сумел ты гусей подарить, сумей свой подарок промеж нас без обиды разделить. Коли разделишь без обиды - награжу, а не сумеешь разделить - велю на конюшне выпороть.
Стоит богатый мужик, прикидывает и так и сяк - никак ему пять гусей между шестью человеками не разделить.
Позвал барин бедняка:
Можешь ли пять гусей промеж нас без обиды разделить?
А чего не разделить! - отвечает бедный мужик.
Подает одного гуся барину с барыней:
Вас двое - вот вам гусь. Теперь вас стало трое.
Другого гуся двум сыновьям подал:
И вас теперь трое стало.
Третьего подает двум дочерям:
И вас стало трое.
Двух остальных гусей себе взял:
И нас стало трое. Никому не обидно.
Барин рассмеялся:
Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл!
Поднес ему стаканчик вина, велел дать воз муки, а богатого мужика на конюшню послал, велел выпороть.
- Умное зеркало Xiaomi Smart Rearview Mirror Отзывы Умные зеркала заднего вида
- Эффективность фиксированной тройной комбинации анти- гипертензивных препаратов для лечения артериальной гипертензии в реальной клинической практике
- Биография полозковой веры николаевны Вера полозкова образование
- Когда и как лучше всего пересаживать тюльпаны?
- Что такое гостевой брак: основные характеристики, плюсы и минусы Что такое гостевой брак его плюсы
- Какой допустимый вес при отправке бандероли по почте
- Порядок выплат по больничному листу при сокращении
- Экономная хозяйка: пять блюд из адыгейского сыра Что приготовить из адыгейского сыра
- Витамин В1. Источники. Метаболизм. Биохимические функции. Нарушения обмена при недостаточности. Проявления. Биохимия витаминов Реакции с участием витамина в1
- Декоративная колонна своими руками
- Как заставить мужа бросить пить?
- Сложные и сложносокращенные силлогизмы Сокращенные, сложные сложносокращенные силлогизмы
- Магические способности трех старцев по фен-шуй Три старца фен шуй значение
- Основные функции мониторинга
- Новый тип героя в "повести о фроле скобсеве"
- Интимные секреты гейш: доставить неземное сексуальное удовольствие своему партнеру!
- Прошивка или перепрошивка телефона Huawei Honor
- Польза и вред изюма для организма человека
- Где михаил терехин участник дом 2
- Дивизии СС "Галичина": история