Таблица цифрах статистика образования федеральном уровне. Статистические показатели общеобразовательного учреждения


Дисциплина «Статистика»

Тема: Статистическое изучение уровня образования населения РФ

Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения…5

1.1 Источники информации……………………………………………5

1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования.6

2 Характеристика российской системы образования…………………...12

3 Статистический анализ показателей уровня образования

населения РФ………………………………………………………………14

3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения..14

3.2 Анализ грамотности населения…………………………………..18

3.3 Анализ динамики и структуры количества

учащихся и студентов………………………………………………... 21

Заключение………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………… 28

Приложение ………………………………………... …………………….29

Введение

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших составляющих статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Данные социальной статистики нужны ученым для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей.

Уровень образования населения является одним из показателей уровня жизни населения. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы.

Уровень образования одновременно выступает и как социальный и как экономический показатель, характеризующий уровень развития общества и общественных отношений.

В качестве экономического показателя уровень образования населения является базой для развития науки и высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень образования характеризует потенциал экономически активное населения как фактора производства.

Выступая в качестве социального показателя, уровень образования способствует повышению культурного уровня населения, развитию таких направлений как кинематография, литература, музыка, изобразительной искусство.

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения. В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:

Собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;

Изучить систему образования и образовательный потенциал России;

Объектом изучения в данной курсовой работе является уровень жизни населения.

Предмет изучения – уровень образования населения РФ.

В работе применяются различные аналитические методы статистического изучения базы данных.

Методология представляет собой учебники по дисциплинам «Общая теория статистики», «Социальная статистика», «Социально-экономическая статистика», а также методические материалы сайта Росстат, которые отражают основные понятия и методы изучения статистических данных показателей образования и данные «Российского статистического ежегодника 2009».

1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения

1.1 Источники информации

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. («школьных переписей»).

1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования

В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание, Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

Выявления приоритетов в развитии системы обучения;

Выработки понятия и методики измерения качества образования.

Совершенствуется и методика международных сопоставлений в этой области, проводимых ЮНЕСКО и ПРООН.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. «Неграмотный» - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей.

К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения.

Наиболее распространенными показателями здесь являются:

Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше ;

Важнейшим статистическим показателем является численность учащихся в общеобразовательных учреждениях. Она определяется по состоянию на начало учебного года. В статистической отчетности данные о численности учащихся приводятся по классам, полу, возрасту, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. Рассматривается движение численности учащихся, в том числе отсев из образовательных учреждений по разным причинам.

Основным результатом деятельности учебных заведений является выпуск. В статистике его величина определяется как численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебном заведении и получивших соответствующую специальность. Эти показатели рассчитываются на конец учебного года и дифференцированы по полу, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. Не менее важно знать, как произошел выход лиц, завершивших обучение, на рынок труда. С этой целью разрабатываются показатели, характеризующие трудоустройство выпускников.

Для характеристики материальной базы образовательных учреждений -- комплекса зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса, -- разрабатываются показатели наличия и использования площадей, в частности о размерах площадей по функциональному назначению, учебной площади в расчете на одного учащегося, наличии технических средств обучения (в том числе компьютеров), библиотечного фонда, организации питания. В поле зрения статистики находится также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и уровень их благоустройства.

Для анализа состояния сферы образования на различных уровнях в статистике используется целый ряд расчетных показателей. Это, например, сменность работы школ; площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося и др.

В основном эти показатели входят в статистический отчет ОШ-1.

Кадры учреждений начального и среднего (полного) образования представлены показателями численности учителей с разбивкой по уровню образования. В их составе выделяются лица, достигшие пенсионного возраста. Эти показатели мы можем увидеть в отчете РИК - 83.

Сбор статистической информации о деятельности учреждений образования базируется на использовании различных классификаторов.

Но изменения, происходящие в обществе на протяжении последних 15-20 лет, привели к определенным изменениям в образовательной политике государства. В частности, все образование сегодня строится в рамках Закона РФ «Об образовании» через совокупность разнообразных образовательных программ и образовательных стандартов, через систему образовательных учреждений разных типов и видов, через систему органов управления образованием. Для получения регулярной информации о состоянии образования, о деятельности образовательных учреждений государством введены оценочные процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации и инспектирования, которые реализуются через органы управления образованием. Это внешняя оценка деятельности школы и качества образования, предоставляемого ею учащимся. Предметом оценивания является выполнение школой условий и содержания образовательного стандарта, а также образовательных результатов, достигаемых выпускниками. Данная информация представляет интерес не только для органов управления, но и для самих учреждений, так как позволяет своевременно корректировать образовательную деятельность и разрабатывать перспективные программы развития школы. Ориентация школы на достижение качественно новых образовательных результатов приводит к необходимости перейти от традиционного способа внутришкольного контроля к управлению качеством образования, где контроль является одной из функций. Информационной основой управления качеством образования является мониторинг качества образования, направленный на получение оперативной и достоверной информации о качестве достигаемых образовательных результатов на разных ступенях образовательного процесса, о качестве условий, в которых достигаются эти результаты, и о том, какова цена достижения этих качественно новых образовательных результатов.

Для эффективного управления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию и о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Получение такой информации возможно при проведении образовательного мониторинга, эффективным помощником которого являются статистические приемы и методы.

Мониторинг - комплекс процедур по наблюдению, текущему оцениванию преобразований управляемого объекта и направления этих преобразований на достижение заданных параметров развития объекта.

Образовательный мониторинг - форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование ее развития в соответствии с запланированными результатами.

Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования.

Однако до настоящего времени нет комплексной статистической оценки состояния и тенденций развития сферы образования, адекватной условиям рыночной экономики. Отсутствует как достаточная статистическая база, так и система показателей, характеризующая объемы и структуру финансирования системы образования, рынки образовательных услуг, оценку качества образования, доступность образования, развитие непрерывного образования, единство образовательного пространства. Происходит пересечение и дублирование информационных потоков, потеря данных, приводящих к искажению информации, отмечается низкий уровень аналитичности собираемой информации. Таким образом, при всех противоречиях, сложившихся в системе статистических исследований, потребность в получении информации все усиливается, а вот многочисленные исследования показывают, что гигантский массив накопленных за десятилетие данных практически не используется.

Основные причины низкого уровня использования статистики видятся в следующем:

  • * отсутствие у пользователей информации о том, какие данные собирает система статистики системы образования и смежных областей;
  • * трудность в получении статистической информации;
  • * низкая информационная культура, отсутствие навыков работы с базами данных, в том числе с использованием современных компьютерных технологий;
  • * разрыв между содержательным запросом пользователей и набором данных собираемых в рамках системы статистики образования.2

Статистику в образовании необходимо рассматривать как инструмент менеджмента.

В отношениях с органами управления образованием, местной властью, социальными партнерами школа должна показать, что, выполняя свое

главное предназначение - давать знания молодежи, - школа выполняет и другие важные социальные функции. Она часть механизма социально-экономического развития своего района, города. Школа - партнер власти, бизнес-сектора. Школа - ресурс развития территории, она формирует кадровый потенциал, является ячейкой гражданского общества. И для этих целей также можно использовать статистику. Однако, как и любой сложный организм, школа нуждается еще и в саморазвитии, самосовершенствовании. Школа должна создавать внутри себя такие условия, чтобы каждый ее элемент сам был нацелен на достижение нового качества. И в этом также поможет внутришкольная статистика. Таким образом, можно выделить два ключевых направления использования данных статистики, ее инструментов в управлении школой: использование статистики для, условно говоря, межклассных сравнений (внутришкольная статистика); использование статистики для межшкольных сравнений (статистика для позиционирования школы во внешней среде).

Но как развивается школа? Чем отличается один класс от другого? Чем различаются соседние школы? Как измерить качество образования в них? Ответы на эти вопросы сами статистические показатели, как правило, не дают. Нужны индикаторы, как инструменты аналитической работы со статистикой, как инструмент анализа качественных сторон системы образования. Для того чтобы их создать из показателей, нужно только знать, что мы хотим измерить. Попробуем показать, как легко создать отдельные индикаторы, например качества образования, используя готовые показатели из формы № ОШ-1. Сразу оговоримся, что сделаем это только как иллюстрацию логики создания индикаторов, нисколько не претендуя на исчерпывающую информативность такой сложной категории, как качество образования. Итак, в этой форме у нас есть, например, такой показатель, как «численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, награжденные золотой медалью» (п. 2, строка 15). Имея эти данные, можно ли ответить на вопрос о том, хорошо ли учат в этой школе? По-видимому, нет. Надо с чем-то сравнить, например, с соседней школой. Но при этом может выясниться, что в нашей школе золотых медалистов, допустим, 7 человек, а в соседней - 9. Значит, мы хуже? Нет, это еще не индикатор потому, что в соседней школе выпускников было в полтора раза больше, и получается, что медалистов, там было больше только в 1,3 раза. Иными словами, у нас удельный вес медалистов в расчете на одного выпускника выше, чем у соседей. Вот вам первый, весьма простой индикатор.

Какие еще индикаторы мы можем построить, пользуясь одной единственной формой № ОШ-1?

Во-первых, мы можем рассчитать ученическую нагрузку на учителя. Это отношение численности обучающихся (п. 4, строка 18) к численности учителей (п. 6 , строка 01). Данный индикатор косвенно будет свидетельствовать о качестве процесса образования. Чем ниже ученическая нагрузка, тем больше времени учитель может уделять каждому ученику, что положительно влияет на качество обучения.

Во-вторых, о качестве процесса образования в школе в целом будет свидетельствовать такой индикатор, как обеспеченность образовательного учреждения учебной и методической литературой. В этом нам поможет показатель «число книг (включая школьные учебники), брошюр и журналов» (п. 8, строка 01), а также непосредственно «число школьных учебников» (п. 8, строка 02). Опять же, школы разные. И поэтому для оценки обеспеченности нам нужен не показатель общего количества учебников, а именно обеспеченность ими учащихся, то есть, индикатор, рассчитанный как количество учебников на одного обучающегося в школе. И ту, и другую величину для расчета можно взять из формы № ОШ-1.

В-третьих, важным фактором обеспечения качества образовательного процесса являются условия размещения учащихся в школе. В форме № ОШ- 1 для расчета этого индикатора мы можем использовать целый ряд показателей. В частности, такие как «общая площадь всех помещений» (п. 13 , строка 01); «количество классных комнат» (п. 13 , строка 02) и «их площадь» (п. 13 , строка 03); «техническое состояние общеобразовательного учреждения» (п. 13 , строка 19); количество рабочих мест с ЭВМ в кабинете основ информатики и вычислительной техники (п. 13 , строка 05) и прочее. Каждый из этих показателей, соотнесенный с соответствующим контингентом обучающихся, даст нам индикатор оснащения одного учащегося различными ресурсами образовательного учреждения. В итоге мы можем выстроить либо набор индикаторов, либо попытаться даже создать интегральный индикатор оснащенности образовательного учреждения. Для этого нужно лишь оговорить «вес» (значимость) каждого фактора. Для многих родителей сегодня одним из приоритетов является обучение своих детей иностранным языкам. Показатель средней успеваемости по школе в части знания иностранных языков - это важный показатель, но, поскольку все дети разные, то их успеваемость, не всегда зависит исключительно от стараний учителя. Что можно в этой связи продемонстрировать интересующимся родителям?

В форме № ОШ-1 есть показатели, которые могут позволить выигрышно показать ситуацию в школе. Речь идет о таблице в п. 16 «Сведения о преподавании иностранных языков». Любому родителю интересно знать, какова наполняемость групп, в которых преподается его ребенку в школе иностранный язык. Рассчитайте этот индикатор по своей школе, сравните его с соседней школой и покажите результаты расчета родителям своих учеников, спонсорам школы, социальным партнерам. Для такого расчета в форме № ОШ-1 есть все необходимое: число классов (групп) по каждому виду иностранного языка, количество обучающихся. Соотнесите полученные результаты с успеваемостью, а потом и с расходами родителей, если таковые имеются. В итоге можно создать весьма интересный индикатор качества и эффективности преподавания иностранного языка в своей школе, особенно если потом сравнить его с ситуацией в других образовательных учреждениях. Важны ли для родителей, условно говоря, бытовые условия пребывания ребенка в школе: организация питания, отопление школы, обустройство спортивного зала, возможность кружковой работы и прочее? Несомненно. В конечном счете, это тоже факторы обеспечения качества.

Все эти индикаторы можно использовать для проведения эффективного мониторинга качества образования. Но в современных условиях каждое образовательное учреждение идет по своему пути, разрабатывая комплексные программы мониторинга качества образования.

Какие же системы индикаторов могут быть разработаны для целей управления школой? Приведем основной перечень проблемных блоков, которые могут быть предметом анализа с помощью индикаторов:

  • - Контингент учащихся: половозрастная структура, качественный состав, образовательные установки и прочее.
  • - Ресурсы образовательного учреждения - кадровый потенциал, учебно-материальная база, финансовый баланс школы и др.
  • - Качество и эффективность образования: содержание образования, уровень знаний учащихся, эффективность образовательного процесса и др.

Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

В процессе статистического наблюдения используются следующие основные понятия.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные учреждения делятся на виды: детский сад, детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.), детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка. Для последних лет характерно резкое сокращение числа дошкольных учреждений. При анализе деятельности дошкольных учреждений применяются следующие показатели.

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей):

где Ко/мб - обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях;

Мдду - число мест в дошкольных учреждениях;

Ч д/дду - численность детей в детских дошкольных учреждениях (ДДУ).

Обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями

где Кдду/об - Обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями;

Ч д/дду - численность детей, посещающих дошкольные учреждения;

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест):

где Км.дду/об.дошк - обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях;

Мдду - числа мест в дошкольных учреждениях;

Ч1-6 - численность детей в возрасте 1-6 лет по данным демографической статистики, скорректированная на численность детей 6 лет, обучающихся в школе.

Общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Виды общеобразовательных учреждений: начальные, основные, средние полные общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии.

Общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.

За последние годы в России произошло сокращение числа государственных учебных заведений, во многих случаях это коснулось, соответственно, и численности учащихся. Исключение составили лишь высшие учебные заведения. В противовес этому происходит рост числа негосударственных образовательных учреждений.

Негосударственное образовательное учреждение - учебное заведение, которое не находится в ведении какого-либо государственного органа, независимо от того, финансируется оно такими органами или нет. Негосударственное учебное заведение может получать и не получать финансовую поддержку от государственных органов.

Уровни общеобразовательных программ - общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-4 года); II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2-3 года).

Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений - численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

В статистической отчетности данные о численности учащихся (студентов) приводятся по классам (курсам), полу, возрасту, специальностям и другим показателям.

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение - образовательное учреждение, которое представляет гражданам России любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование. Виды: вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях.

Общеобразовательные программы осваиваются в форме очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) - учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) - учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Средние специальные учебные заведения могут иметь филиалы, учебно-консультативные пункты, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, отделения повышения квалификации и переподготовки специалистов и рабочих и другие структурные подразделения.

Прием в учебные заведения - показатель численность лиц, принятых на обучение в данном учебном году. В число принятых не включают второгодников и лиц, восстановленных на обучение. Количественные характеристики приема в учебные заведения данного уровня образования включают: численность приема, структуру приема по формам обучения, по направлениям, по базовому образованию, конкурс в учебные заведения, степень доступа к данному уровню образования.

Конкурс в учебные заведения - прием в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения производится по заявлениям граждан на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).При анализе результатов приема используется показатель, который характеризует соотношение числа подавших заявления и числа зачисленных на обучение (выдержавших экзамены) и выражается следующим образом: на 100 мест подано заявлений о приеме. Эти показатели весьма значительно отличаются в зависимости от отраслевой группы вуза, от того, специалистов для работы в какой области он готовит.

Формы получения высшего и среднего профессионального образования - образовательные программы высшего и среднего специального образования могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. После значительного сокращения в середине 90-х годов численности студентов, обучающихся на заочных и вечерних отделениях вузов, в последние годы наблюдается серьезный рост показателя.

Выпуск из учебных заведений - численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебных заведениях и получивших соответствующее образование (специальность). Лицам, окончившим средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдается диплом установленного образца.

Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения определяется как отношение числа студентов на начало учебного года к численности наличного населения.

Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения определяют как отношение числа выпускников к среднегодовой численности наличного населения данного года.

Материальная база образовательных учреждений - комплекс зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса. Характеристики материально-технической базы конкретного уровня образования представляют собой следующие показатели: объемы площадей по функциональному назначению, учебные площади в расчете на одного учащегося, площади общежитий в расчете на одного проживающего, обеспеченность общежитиями, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечным фондом, предприятиями общественного питания. Статистика образования изучает также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и их благоустройство.

Показатели об уровне сменности работы школ выражаются удельным весом школ, работающих в одну, две, три смены, а также удельным весом численности учащихся, занимающихся в первой, второй и третьей сменах.

Расчет сменности работы школ проводится по начальным, основным и средним (полным) школам, т.е. без школ для детей с недостатками умственного или физического развития.

Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося. Данные о площади классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) делятся на расчетную численность учащихся, занимающихся в первой смене по начальным, основным и средним (полным) школам (без школ для детей с недостатками умственного или физического развития).

Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания. По действующим в настоящее время нормам на 1000 студентов должно приходиться 200 мест в предприятиях общественного питания учебного заведения. Для получения числа посадочных мест по норме, нужно расчетную численность студентов умножить на 200 и разделить на 1000. Число посадочных мест в учебном заведении сопоставляется с числом посадочных мест по норме (расчет) и таким образом определяется степень обеспеченности предприятиями общественного питания учебного заведения. Также проводится расчет по учебным заведениям региона.

Статистика образования изучает количественные и качественные характеристики образовательной деятельности как в рамках учреждений, реализующих определенные образовательные программы и обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), так и за их пределами, на протяжении всей жизни человека, в том числе обучение в организациях без отрыва от работы на различных курсах повышения квалификации либо путем самообразования. Статистика призвана отражать развитие системы образования на всех ее уровнях, состав и условия функционирования образовательных учреждений, состояние и использование материально-технической базы, кадры воспитателей и преподавателей, контингенты обучающихся, их структуру и динамику, основную и дополнительную деятельность образовательных учреждений и ее результативность.

Статистику образования строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.

На основании полученных данных проводятся аналитические исследования по различным направлениям: рынки образовательных услуг на федеральном и региональных уровнях, поведение семей на этих рынках, экономические процессы в сфере образования, состояние и развитие материально-технической и информационной базы, кадрового потенциала учреждений профессионального образования.

Целью статистики образования является информационная поддержка разработки и реализации образовательной политики, обеспечение органов управления образованием Российской Федерации актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией об положении системы образования Российской Федерации, формирование информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования.

Достижение цели статистики образования обеспечивается решением нескольких задач:

системная идентификация предмета статистика;

выделение наблюдаемых и ненаблюдаемых процессов и явлений в сфере образования, определяющих их факторов и связей;



накопление информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона, и, наконец, собственно прогнозирования и моделирования сценариев развития системы образования.

Статистика образования как информационная система должен отвечать следующим требованиям:

иметь целевую направленность;

обеспечивать непрерывность и систематичность наблюдений;

обеспечивать регулярное обновление тематики и инструментария в соответствии с потребностями пользователей;

обеспечивать максимальную достоверность информации и объективность формулируемых на ее основе выводов.

Целостное видение системы статистики образования, координация всех разнообразных видов деятельности - это одновременно фактор успеха и наиболее сложная задача построения на его основе действенного управленческого механизма.

Статистика образования строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.

Университет (от нем. Universität , которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas - совокупность, общность) - высшее учебное заведение, где обучаются специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

Древнейший в Европе университет - медицинский - был основан в Салерно не позднее первой половины XI в. Около 1100 г. был открыт университет в Болонье, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На базе нескольких монастырских школ в конце XII в. вырос Парижский университет; в 1096 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и согласно истории после конфликта между жителями Оксфорда и профессурой и студентами университета в 1209 г., некоторым ученые бежали на север, где основали Кембриджский университет.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

· реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

· осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации для определённой области научной и научно-педагогической деятельности;

· выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

Институт (лат. institutum - установление, обычай, учреждение) - термин, употребляемый для обозначения определённого класса учреждений. В частности, этот термин обозначает: наиболее распространённый тип высших учебных заведений в России и СНГ .

Статистика образования объединяет широкий круг участников от федеральных органов управления образованием до семей, в которых проводятся опросы и которые получают дополнительную информацию для построения образовательных стратегий.

Министерство образования и науки Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральное агентство по образованию и Федеральная служба по надзору в сфере образования, определяют основные направления мониторинга экономики образования, предоставляют ведомственную статистику и другую релевантную информации. Ведущие специалисты этих ведомств выполняют функции экспертов и консультантов при проведении методологических и аналитических исследований. Органы управления образованием федерального уровня являются основными пользователями результатов мониторинга экономки образования.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является поставщиком информации государственного федерального статистического наблюдения. Ведущие специалисты Росстата выполняют функции экспертов и консультантов методологических и аналитических исследований.

Другие федеральные министерства и ведомства, заинтересованные в проведении статистики образования и ее результатах. Их потенциальные функции заключаются в предоставлении ведомственной информации, участии в исследованиях потребностей пользователей, анализе результатов мониторинга экономики системы образования для принятия решений, входящих в их компетенцию.

Органы управления образованием регионального и муниципального уровня принимают решение о проведении статистических исследований в своем регионе (за исключением пилотных регионов, выбор которых определяется федеральными органами), координирующие статистические работы в субъектах федерации и муниципальных образованиях при поведении статистики на региональном уровне.

Пользователи информации статистики образования включают органы государственной власти, деловые круги, работодателей, научные и образовательные учреждения, средства массовой информации, общественность. Функции пользователей варьируют в зависимости от уровня их ответственности и компетенции в процессе разработки образовательной политики, принятии управленческих и иных решений, формировании общественного мнения.

В статистике образования в настоящее время представлены практически все уровни системы образования: детское дошкольное образование, общее образование: начальное, основное, полное (среднее), профессиональное образование: начальное, среднее и высшее.

Присутствует также внесистемное образование детей и взрослых, в котором процесс обучения обеспечивается на основе прямого взаимодействия между обучающим и обучающимся.

В рамках статистики образования сбор данных осуществляется по России в целом, а также по субъектам Российской Федерации, которые существенно различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам. Это позволяет составить представление, с одной стороны, о типичных ситуациях в сфере образования, а с другой, - учесть их своеобразие, обусловленное региональной спецификой.

Основные источники информации статистики образования:

материалы государственной и ведомственной статистики;

данные министерства финансов, характеризующие объемы и структуру бюджетного финансирования системы образования;

результаты специальных статистических обследований в образовательных организациях и учреждениях;

результаты массовых опросов и социологических обследований;

экспертные оценки.

Статистика образования имеет целый комплекс эффектов разного рода: методологические, аналитические, информационные, управленческие.

1) Методологические эффекты обеспечиваются отработкой новых индикаторов и показателей, оригинального инструментария сбора статистической и социологической информации.

2) Информационные эффекты связаны с получением принципиально новых данных, комплексно характеризующих сферу образования в Российской Федерации и ее регионах.

3) Аналитические эффекты формализуются в использовании принципиально нового информационного поля для проведения исследований и прогноза развития образования.

4) Управленческие эффекты обусловлены тем, что информация мониторинга действительно ориентирована на цели разработки образовательной политики и поддержку принятия решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Введение

Социальная статистика - составная часть современной официальной статистики в России. В ее данных нуждаются органы государственного и муниципального управления, с учетом которых принимаются решения по вопросам экономической, демографической и социальной государственной политики. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.

Важным направлением социальной статистики является статистика образования - главнейшая составная часть качества жизни человека.

Основным источником сведений об образовательном составе и уровне населения служат сплошные и выборочные переписи населения, учитывающие название ВУЗа, число лет обучения, типе образовательного учреждения и т.д. Существенное внимание уделяется исследованию подготовки и повышению квалификации занятого населения: информация об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке.

Основным источником данных о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, которая представляется раз в год. В программу отчетности входят: данные о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; сведения о материальной состоятельности и финансовые показатели деятельности учебных заведений.

Различные сведения собираются в выборочных исследованиях обучающихся, которые проводятся не только статистическими службами, но и педагогами, социологами, медиками и другими специалистами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Статистика уровня образования населения и развития системы обучения

1.1 Общие сведения о статистике образования населения

Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.

Задачи статистки образования:

Адекватное отображение состояния и тенденций развития образования;

Соответствие информационным потребностям пользователей;

Создание системы показателей, отвечающей российским и международным статистическим стандартам;

Модернизация инструментария статистического наблюдения;

Формирование блока финансовой статистики;

Ликвидация межведомственной разобщенности;

Обеспечение единого подхода к организации статистического наблюдения;

Формирование эффективного механизма анализа и распространения статистической информации;

Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов.

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др.

Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил. При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики. В современных условиях стали актуальными проблемы:

Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

Выявления приоритетов в развитии системы обучения;

Выработки понятия и методики измерения качества образования.

Статистика образования изучает деятельность дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования.

Действующая в Российской Федерации государственная система статистического наблюдения в сфере общего образования предусматривает прохождение статистической информации через органы Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет сбор и разработку статистической информации по общеобразовательным учреждениям, интернатным учреждениям для детей, учреждениям дополнительного образования, учебным заведениям начального профессионального образования.

Росстат собирает и обобщает отчетные данные о деятельности дошкольных учреждений, государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных общеобразовательных школ и вузов.

В отчеты высших учебных заведений в связи с введением в вузах России многоуровневой структуры образования включены показатели о приеме, контингенте и выпуске специалистов по направлениям обучения (кроме специальностей), и по III уровням подготовки - специалисты с неполным высшим образованием (1 уровень), диплом бакалавра (II уровень), диплом специалиста с высшим образованием, диплом магистра (III уровень).

Сбор и разработка информации по группам специальностей, областям знаний (наук), специальностям среднего и высшего профессионального образования, направлениям подготовки (в высшем образовании) осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО).

1 .2 Система показателей статистики образования

Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

В процессе статистического наблюдения используются следующие основные понятия.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные учреждения делятся на виды: детский сад, детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.), детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка. Для последних лет характерно резкое сокращение числа дошкольных учреждений. При анализе деятельности дошкольных учреждений применяются следующие показатели.

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей):

где Ко/мб - обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях;

Мдду - число мест в дошкольных учреждениях;

Ч д/дду - численность детей в детских дошкольных учреждениях (ДДУ).

Обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями

где Кдду/об - Обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями;

Ч д/дду - численность детей, посещающих дошкольные учреждения;

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест):

где Км.дду/об.дошк - обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях;

Мдду - числа мест в дошкольных учреждениях;

Ч1-6 - численность детей в возрасте 1-6 лет по данным демографической статистики, скорректированная на численность детей 6 лет, обучающихся в школе.

Общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Виды общеобразовательных учреждений: начальные, основные, средние полные общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии.

Общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.

За последние годы в России произошло сокращение числа государственных учебных заведений, во многих случаях это коснулось, соответственно, и численности учащихся. Исключение составили лишь высшие учебные заведения. В противовес этому происходит рост числа негосударственных образовательных учреждений.

Негосударственное образовательное учреждение - учебное заведение, которое не находится в ведении какого-либо государственного органа, независимо от того, финансируется оно такими органами или нет. Негосударственное учебное заведение может получать и не получать финансовую поддержку от государственных органов.

Уровни общеобразовательных программ - общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-4 года); II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2-3 года).

Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений - численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

В статистической отчетности данные о численности учащихся (студентов) приводятся по классам (курсам), полу, возрасту, специальностям и другим показателям.

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение - образовательное учреждение, которое представляет гражданам России любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование. Виды: вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях.

Общеобразовательные программы осваиваются в форме очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) - учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) - учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Средние специальные учебные заведения могут иметь филиалы, учебно-консультативные пункты, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, отделения повышения квалификации и переподготовки специалистов и рабочих и другие структурные подразделения.

Прием в учебные заведения - показатель численность лиц, принятых на обучение в данном учебном году. В число принятых не включают второгодников и лиц, восстановленных на обучение. Количественные характеристики приема в учебные заведения данного уровня образования включают: численность приема, структуру приема по формам обучения, по направлениям, по базовому образованию, конкурс в учебные заведения, степень доступа к данному уровню образования.

Конкурс в учебные заведения - прием в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения производится по заявлениям граждан на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).При анализе результатов приема используется показатель, который характеризует соотношение числа подавших заявления и числа зачисленных на обучение (выдержавших экзамены) и выражается следующим образом: на 100 мест подано заявлений о приеме. Эти показатели весьма значительно отличаются в зависимости от отраслевой группы вуза, от того, специалистов для работы в какой области он готовит.

Формы получения высшего и среднего профессионального образования - образовательные программы высшего и среднего специального образования могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. После значительного сокращения в середине 90-х годов численности студентов, обучающихся на заочных и вечерних отделениях вузов, в последние годы наблюдается серьезный рост показателя.

Выпуск из учебных заведений - численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебных заведениях и получивших соответствующее образование (специальность). Лицам, окончившим средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдается диплом установленного образца.

Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения определяется как отношение числа студентов на начало учебного года к численности наличного населения.

Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения определяют как отношение числа выпускников к среднегодовой численности наличного населения данного года.

Материальная база образовательных учреждений - комплекс зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса. Характеристики материально-технической базы конкретного уровня образования представляют собой следующие показатели: объемы площадей по функциональному назначению, учебные площади в расчете на одного учащегося, площади общежитий в расчете на одного проживающего, обеспеченность общежитиями, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечным фондом, предприятиями общественного питания. Статистика образования изучает также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и их благоустройство.

Показатели об уровне сменности работы школ выражаются удельным весом школ, работающих в одну, две, три смены, а также удельным весом численности учащихся, занимающихся в первой, второй и третьей сменах.

Расчет сменности работы школ проводится по начальным, основным и средним (полным) школам, т.е. без школ для детей с недостатками умственного или физического развития.

Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося. Данные о площади классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) делятся на расчетную численность учащихся, занимающихся в первой смене по начальным, основным и средним (полным) школам (без школ для детей с недостатками умственного или физического развития).

Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания. По действующим в настоящее время нормам на 1000 студентов должно приходиться 200 мест в предприятиях общественного питания учебного заведения. Для получения числа посадочных мест по норме, нужно расчетную численность студентов умножить на 200 и разделить на 1000. Число посадочных мест в учебном заведении сопоставляется с числом посадочных мест по норме (расчет) и таким образом определяется степень обеспеченности предприятиями общественного питания учебного заведения. Также проводится расчет по учебным заведениям региона.

1.3 Статистика уровня образования населения

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества.

Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службой государственной статистики с 1992 г. При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное.

Начиная с переписи 1989 г. в программу включается вопрос об окончании профессионально-технического училища, а с переписи 2002 г. учитывается послевузовское образование (окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры). Необходимо, чтобы программы будущих переписей позволили отразить введение многоуровневой системы высшего образования (бакалавриата и магистратуры). На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:

Процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;

Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 чел. в возрасте старше 15 лет;

Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;

Число лиц с высшим образованием на 1000 чел. в возрасте старше 15 лет.

При проведении выборочных обследований населения, кроме вышеперечисленных обобщающих показателей, могут быть построены показатели на основе числа лет обучения. При этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам обучения, высшего - к 15 годам. Такое измерение позволяет построить показатель «средний уровень образования в годах обучения». При изучении образовательного статуса семей обычно сравниваются уровни образования супругов и выделяются гомогенные и гетерогенные семьи (т. е. семьи с одинаковым или различным уровнем образования супругов). Изучаются сочетания в уровне образования супругов в гетерогенных семьях.

2. Основные статистические показатели образования в Российской Федерации в 2013 году

Данная глава содержит отдельные показатели статистики образования, разрабатываемые Росстатом статистические данные о дошкольных образовательных учреждениях, разрабатываемые Минобрнауки России данные об общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, интернатных учреждениях для детей, учреждениях дополнительного образования детей.

Показатели деятельности, характеризующие уровень и тенденции развития образования в стране, публикуются в статистическом сборнике «Образование в Российской Федерации».

Публикация этих данных подготавливаются Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики.

До 1993 г. все действовавшие в стране образовательные учреждения имели статус государственных; с принятием Конституции Российской Федерации они разделились на государственные и муниципальные.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации (таблица 1), в 2013 г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44436 единиц. В то же время увеличилось число гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г. число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

Таблица 1 - Отдельные показатели деятельности организаций образования в 2013 году

Справочно

Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразователь-ных организаций): число организаций, единиц

из них: гимназии

из них: в гимназиях

Частные общеобразовательные организации число организаций, единиц

из них: гимназии

численность обучающихся, тыс. человек

из них: в гимназиях

Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

число организаций, единиц

численность студентов, тыс. человек

прием, тыс.человек

выпуск, тыс.человек

Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

число организаций, единиц

прием, тыс.человек

выпуск, тыс.человек

Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования

число организаций, единиц

численность студентов, тыс.человек

прием, тыс.человек

выпуск, тыс.человек

Частные образовательные организации высшего образования

число организаций, единиц

численность студентов, тыс.человек

прием, тыс.человек

выпуск, тыс.человек

В 2013г. число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций.

По сравнению с 2012г. число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц.

В 2013г. (по сравнению с 2012г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена.

Также в 2013г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора.

Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013г. число таких организаций составляло 112 единиц.

В 2013г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

В 2013г. структура приема образовательные организации высшего образования по формам обучения не претерпела значительных изменений - 53,3% абитуриентов поступили на очную форму обучения (в 2012г. - 51,9%).

Как и в 2012г., в 2013г. сохранилась доля принятых на обучение в образовательные организации высшего образования с полным возмещением стоимости обучения и составила 60,0%.

Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2013 году наглядно показаны на диаграммах (рисунок 1), тыс. человек.

Динамика состояния образования в России: дошкольное образование, общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, представлены в Приложении. В таблицах ниже показаны отдельные показатели статистики образования в Российской Федерации.

Таблица 2 - Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более (по данным переписей населения)

На 1000 человек соответствующего возраста имеют образование

высшее профессиональное

неполное высшее профессиональное

Среднеепрофессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

начальное общее

население образование уровень статистика

Таблица 3 - Уровень образования населения по возрастным группам (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года)

Указавшие уровень образования

в том числе

имеют профессиональное образование

имеют общее образование

не имеют начального общего образования

послевузовское

неполное высшее

начальное

среднее (полное)

основное

начальное

Тысяч человек

в том числе в возрасте, лет

70 и более

На 1000 человек соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования

Все население в возрасте 15 лет и более

70 лет и более

Таблица 4 - Грамотность населения в возрасте 9-49 лет (по данным переписей населения; в процентах)

Все население

Городское население

Сельское население

Таким образом, статистика российского образования, реализуемая Министерством образования в сотрудничестве с Госкомстатом России, затрагивает все основные составляющие системы - от анализа актуализированного состава показателей и форм статистической отчетности до организации и процедур сбора данных.

В то же время, российская статистика образования нуждается в существенном реформировании. Это определяется рядом факторов.

Во-первых, за последние 15 лет произошли кардинальные изменения в системе и в условиях ее функционирования: появились вариативность образовательных программ и многоканальное финансирование, новые типы учебных заведений, изменилась структура управления образованием в части перераспределения функций, прав и обязанностей между органами управления всех уровней, повысилась автономность учебных заведений, происходит их постепенное преобразование в самостоятельные структуры, имеющие статус юридического лица.

Во-вторых, принципиально изменился запрос на информацию об образовании со стороны органов управления всех уровней, различных профессиональных и социальных групп: насущные задачи оптимизации наличных ресурсов, мониторинга системы образования в условиях изменений требуют расширения набора показателей и анализируемых данных, изменения разрезов и группировок, ставят задачи повышения оперативности сбора и обработки данных, ужесточаются их требования к составу данных.

В третьих, кардинально поменялись возможности и оперативность сбора передачи, обработки и представления информации: современные информационные технологии создали предпосылки для сбора информации на безбумажной основе, формирования банков данных и доступа к ним через Интернет, обмена информацией между базами данных.

Необходимость реформирования системы статистики образования в полной мере осознается и органами управления образованием, и органами государственной статистики. Начавшийся процесс модернизации статистики образования ставит своей целью превратить ее в действенную информационную основу принятия решений - от выработки образовательной политики на уровне страны и региона до выбора родителями и учащимися учебных заведений и образовательных траекторий. Для этого необходимо пересмотреть состав собираемых данных, организацию сбора, обработки и анализа статистической информации, формы представления данных.

Заключение

Таким образом, статистика уровня образования населения и развития системы обучения рассматривает ряд проблем, связанных с обучением: система обучения, дошкольное воспитание и образование, школьное и внешкольное образование, социально-профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ, профессиональное образование и т.п. Основная задача статистики уровня образования населения и развития системы обучения представляет собой измерение образовательного потенциала общества, процесса его формирования, дифференциации и использования. Источником информации об уровне образования населения является перепись населения; о государственных учреждениях - ежегодная государственная статистическая отчетность; о деятельности частных учебных заведений - специальные обследования и регулярная отчетность.

Результатом работы статистики уровня образования населения и развития системы обучения является выработка рекомендаций по улучшению качества образования, соотношения и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования.

Однако статистика образования у нас исторически была разорвана между ведомствами, курировавшими общеобразовательную и высшую школу, система сбора, передачи и обработки информации морально и технически устарела, и не охватывает всех современных аспектов развития сферы образования и не позволяет обеспечить расчет многих необходимых индикаторов.

Поэтому назрела необходимость более четко скоординировать деятельность уже существующих и создаваемых структур, работающих в области мониторинга и статистики образования. А также разработку новых индикаторов статистики образования.

Список литературы

1. Гохберг Л.М. Статистика образования: новый инструментарий. Информационный бюллетень/ Л.М. Гохберг и др. - М.: ГУВШЭ, 2006. - 88 с.

2. Ефимова М.Р. Социальная статистика: Учеб. пособие/М.Р. Ефимова, С.Г. Бычкова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 556 с.

3. Иванов С.А. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / С.А. Иванов и др. - М.: АПК и ППРО, 2007.- 28 с.

4. Кучмаева О.В. Социальная статистика Социальная статистика: Учебное пособие/ О.В. Кучмаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 288 с.

5. Лобова Н.Н. Социально-экономическая статистика: учебное пособие / Н.Н. Лобова, С.Н. Пенчева, И.Н. Поспелова. - Барнаул: АГАУ, 2007. - 112 с.

6. Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. - М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2012. - 444 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сб. - М.: Росстат, 2013. - 717 с.

8. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 278с.

9. Шерстнева Г.С. Социальная статистика: конспект лекций / Г.С. Шерстнева. - М.: Эксмо, 2009. - 156 с.

Приложение

Динамика основные показатели образования в России

Число дошкольных образовательных учреждений, тыс.

В них детей:

тыс. человек

в процентах от численности детей соответствующего возраста

Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях,человек

Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс.

в том числе:

государственных и муниципальных

негосударственных

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. человек

в том числе:

в негосударственных

Охват детей общим образованием

Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, тыс.

Число образовательных учреждений начального профессионального образования

В них обучающихся, тыс. человек

Численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования на 10 000 человек населения

Принято в образовательные учреждения начального профессионального образования, тыс. человек

Выпущено квалифицированных рабочих и служащих из образовательных учреждений начального профессионального образования:

всего, тыс. человек

на 10 000 занятых в экономике, человек

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования

в том числе:

государственных и муниципальных

негосударственных

Численность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, тыс. человек

в том числе:

в государственных и муниципальных

в негосударственных

Численность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на 10 000 человек населения

Принято студентов в образовательные учреждения среднего профессионального образования, тыс.человек

в том числе:

в государственные и муниципальные

в негосударственные

Коэффициент приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования, процентов

Выпущено специалистов из образовательных учреждений среднего профессионального образования, тыс. человек

в том числе:

из негосударственных

Выпущено специалистов из образовательных учреждений среднего профессионального образования на 10 000 занятых в экономике, человек

Коэффициент выпуска из образовательных учреждений среднего профессионального образования, процентов

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования

в том числе:

государственных и муниципальных

негосударственных

Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, тыс. человек

в том числе:

в государственных и муниципальных

в негосударственных

Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на 10 000 человек населения

Принято студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования, тыс. человек

в том числе:

в государственные и муниципальные

в негосударственные

Коэффициент приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования, процентов

Выпущено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования, тыс. человек

в том числе:

из государственных и муниципальных

из негосударственных

Выпущено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 занятых в экономике, человек

Коэффициент выпуска из образовательных учреждений высшего профессионального образования 1), процентов

Охват молодежи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, процентов

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система показателей уровня жизни населения на примере муниципального образования "Урванский район". Географические основы изучения качества жизни населения района. Статистика доходов и сбережений населения, потребления материальных благ и услуг.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Задачи статистики населения, источники статистических данных. Система показателей статистики населения. Статистический анализ демографической ситуации за 2005-2007 гг. Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Система показателей статистики населения. Характеристика Пермского края. Динамика основных абсолютных и относительных показателей, характеризующих естественное и механическое движение населения. Демографическая нагрузка и миграционные процессы в регионе.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Описание основных показателей статистики населения. Анализ динамики численности и состава населения Индустриального района г. Перми; выявление актуальных проблем. Рассмотрение основных мер по государственной поддержке общественного потенциала края.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Теоретические и нормативно-правовые основы проведения статистики численности и состава населения, применяемые методы и инструменты исследования. Национальный состав и расселение населения России, его уровень жизни и доходы. Демографические сценарии.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2013

    Показатели статистики образования - отрасли статистики, изучающей деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Исследование развития рынка услуг образования.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Миграция населения как объект изучения статистики. Направления разработки и анализа данных о миграции населения. Статистическая оценка миграции населения Российской Федерации. Статистическое прогнозирование динамики миграционного прироста населения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Сущность статистики численности и состава населения. Общая характеристика показателей нагрузки и миграции населения. Состав, баланс и миграционное движение трудовых ресурсов. Понятие и структура экономически активного населения, занятых и безработных.

    шпаргалка , добавлен 18.06.2010

    Уровень образования населения на основании данных переписей населения 2002 и 2010 годов. Динамика цен на образовательные услуги. Распределение на работу специалистов, окончивших очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое