Юсуповский дворец на мойке. Юсуповский дворец на мойке - царские дворцы


Князь Юсупов угостил сибирского крестьянина Григория Распутина вином и пирожками с цианистым калием, но что-то пошло не так и цианид не подействовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Да и яда никакого в желудке Распутина следствие вроде бы не обнаружило. После неудавшегося отравления Распутина убили огнестрельными выстрелами, затем мертвого утопили в реке.

Юсуповский дворец на Мойке. Историко-документальная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Комната заговорщиков. Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина, справа налево: поручик Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич. via

Распутина лишили жизни за два с половиной месяца до отречения Николая II, в ночь на 17(30) декабря 1916 года в Петрограде в Юсуповском дворце на Мойке на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Главными заговорщиками были Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920) и кузен российского императора великий князь Дмитрий Павлович (1891-1942).


2.


Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса. via

По версии создателей фильма "BBC: Кто убил Распутина? /BBC: Who Killed Rasputin?, 2004/2005" Григорий Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы, использовавшей в своих целях зревший в России заговор против сверхвлиятельного целителя. Причина: Великобритания опасалась, что Распутин через императрицу убедит Николая II заключить сепаратный мир с Германией. Ясное дело, что не только англичане находят английский след в этой истории.

Как бы то ни было, ликвидация Распутина происходила в уникальном дворцово-усадебном комплексе, создававшемся с петровской эпохи и до начала 20 века. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений князей Юсуповых. О московском Юсуповском дворце рассказывалось ранее, теперь - о доме князей в столице Российской империи.

О Дворце Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке - статья из журнала AD Russia :

У Юсуповского дворца странная репутация - известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию - отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.

4.

Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858 по 1860 год - Ипполит Монигетти.

Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.

5.

В нише - мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.

Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.

6.


Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

И все же памятник от спасенных соотечественников они получили - в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).

7.


Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 - Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая - здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль - отсюда жертва рванула во двор... А с другой стороны, дворец - это шедевр русской архитектуры.

8.

Фрагмент Туалетной комнаты княгини.

Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.

9.

Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.

Затем в 1840-1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

10.

Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858-1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.

11.


Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.

Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов - не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.

12.


Мавританская гостиная была оформлена в1858-1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.

Юсуповский дворец - тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды - от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.

13.


Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.

“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?

14.

Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.

15.

Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.

16.

Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами изфарфора и бронзы. Западная Европа, конец XIXвека.

17.


Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.

Текст : Юлия Яковлева
Оригинал статьи : AD Russia: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Цитирование статьи окончено ---

На сайте Юсуповского дворца на Мойке приведен список залов дворца с их площадью:

1. Белоколонный зал - 445 кв.м. Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.
2. Зеркальный зал - 190 кв.м.
3. Танцевальный зал - 176 кв.м.
4. Зал Прециоза - 165 кв.м. Прециоза - от ит. «Драгоценная». Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.
5. Николаевский зал - 130 кв.м. Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.
6. Мавританская гостиная - 97 кв.м.
7. Зал Антонио Виги - 95 кв.м. Название зала произошло от фамилии итальянского художника, автора росписи Триумф Геркулеса на потолке.
8. Белое фойе - 91 кв.м.
9. Гобеленовая гостиная - 120 кв.м.
10. Большая ротонда - 97 кв.м.
11-13. Парадные гостиные - 67 кв.м, 78 кв.м, 68 кв.м.
14. Большая гостиная Ф.Юсупова - 92 кв.м.
15. Музыкальная гостиная - 72 кв.м.
16. Гостиная Генриха II - 58 кв.м.
17. Бильярдная - 50 кв.м.
18. Библиотека - 89 кв.м.
19. Секретарская - 73 кв.м.
20. Античный зал и Римский зал - 166 кв.м.
21-24. Будуары - 57 кв.м, 22 кв.м, 14 кв.м, 46 кв.м.
25. Театр - 117 кв.м.
26. Буфетная при театре - 25 кв.м.
27. Парадная лестница - 78 кв.м.

Ссылки :
Фильм онлайн "BBC: Кто убил Распутина? / BBC: Who Killed Rasputin? ", 2005, показан по BBC TWO 2004. BBC Worldwide Ltd. Продолжительность: 00:47:11

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):







Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.

Тысячелетняя история знатного княжеского рода Юсуповых берет свое начало от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа), предводителя Ногайской Орды. В 1563 году его сын Иль-мурза явился в Москву и стал служить русскому царю Иоанну IV. С тех пор Россия стала родиной для потомков ногайского хана. Все следующие поколения верно служили русскому престолу, занимали высокие посты и завоевали множество почестей. О богатстве рода Юсуповых ходили легенды.

К концу XIX в. во владении семьи находилось более 50 имений в 17 губерниях Российской империи. Одним из самых знаменитых владений рода является дворец в Санкт-Петербурге.

Истоки возникновения дворца на Мойке

В начале XVIII в. земли на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге были отданы во владение племяннице императора Петра I Прасковье Иоанновне. Именно там была выстроена усадьба, с которой и начинается история Юсуповского дворца. Прасковья Иоанновна владела усадьбой вплоть до 1726 года. В 1726 году она перебирается в Москву и перед отъездом дарит свой особняк лейб-гвардии Семеновского полка. Пребывание гвардейского полка на территории усадьбы продолжалось до 1742 года.

В середине 1740 гг. гвардейцам отводят новую слободу, а имение входит в состав владений графа Петра Шувалова. Для него на месте бывшей усадьбы был построен дворец в стиле барокко, в котором граф принимал важных гостей. В 1754 году во дворце Шувалова проходило празднование по случаю рождения нового императора России – Павла Петровича.

Сын Петра Шувалова, молодой граф Андрей Петрович продает особняк и в 1770 году приглашает французского архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота для строительства нового дворца, выше по течению реки. Результатом его работы стало возведение роскошного особняка в форме вытянутой буквы «П».

Центральная часть дворца имела три этажа, в то время как боковые стороны были двухэтажные. Со стороны реки была обустроена въездная арка, которая вела во внутренний двор, где располагался парадный вход во дворец.

Сам граф Андрей Шувалов проживал во дворце в период с 1781 по 1789. Когда граф скончался, его наследники продали особняк в казну. Но недолго он пустовал.

В 1795 году в знак особого расположения Екатерина II дарит имение своей фрейлине, племяннице графа Г.А. Потемкина - графине Александре Браницкой.

В 1830 году племянник Александры Браницкой, не кто иной, как Борис Николаевич Юсупов покупает у нее имение за 250 000 рублей. Борис Николаевич(1794-1849) – действительный статский советник, гофмейстер Двора, Петербургский предводитель дворянства, имел репутацию человека прямодушного, искреннего и при этом практичного. Его супругой была княгиня Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1809-1893), которая считалась одной из первых красавиц высшего столичного света.

Именно с тех пор малозаметный особняк на Мойке превращается в великолепный Юсуповский дворец, образец петербургского аристократического интерьера.

Дворец во владении Юсуповых

Сразу же началась капитальная реконструкция особняка, которая длилась с 1830 по 1838 годы. Руководил перестройкой знаменитый архитектор Академии Художеств А.А. Михайлов. Прежде всего, особняк увеличился в размерах – с восточной стороны появился новый трехэтажный корпус. Боковые ризалиты высотой поравнялись с центральной частью особняка.

24 колонны украсили самый большой зал дворца – Банкетный, расположившийся в новом корпусе. Дворцовые флигели, объединенные в единое строение, украсили картинные галереи, там же был обустроен домашний театр, вместимостью до 180 человек. Юсуповский домашний театр сразу стал изюминкой дворца и центром светской жизни Санкт-Петербурга. Именно в нем впервые была осуществлена постановка первого действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». На сцене театра выступали многие прославленные артисты своего времени. На театральных постановках и представлениях, устраиваемых Юсуповыми, можно было видеть многих высокопоставленных особ, среди которых нередко были представителей императорской семьи.

Над интерьерами Юсуповского дворца трудились как итальянские архитекторы, так и русские мастера. Этот период ознаменовался появлением во дворце Танцевального зала, Зеленой, Синей, Императорской гостиной, Большой ротонды. Въездная арка со стороны Мойки была сломана, а вместо нее построена роскошная Парадная лестница, ведущая прямо в залы дворца. На территории усадьбы по проекту А.А. Михайлова появились сад и садовый павильон, цветочные оранжереи.

1840 год ознаменовался новой реконструкцией. Под руководством архитектора Бернара Симона во дворце появился Зимний сад и Гобеленовая гостиная. В Гобеленовой гостиной были размещены три фламандских шпалеры и французский гобелен, которые были подарены князю Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича Юсупова) Наполеоном I.

В данный момент подлинники шпалер находятся в Эрмитаже, а во дворце в оригинальных резных обрамлениях XIX в. находятся копии, выполненные на холсте. Это три шпалеры XVII в. из серии «Калидонская охота», произведенные во Фландрии. Их названия: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра». Там же находится копия французского гобелена XVII в. «Дети-садовники».

Николай Борисович Юсупов продолжил реконструкцию дворца, пригласив архитектора Ипполита Монигетти. С именем этого архитектора связано появление во дворце Белой и Музыкальной гостиной, Буфетной первого этажа и реконструкция Парадной лестницы.

Но этим воображение Юсупова не ограничилось. Есть история, согласно которой, путешествуя по Европе, он посетил одну итальянскую виллу. Роскошная мраморная лестница в ней так приглянулась ему, что он захотел ее купить. Но оказалось, что лестницу можно приобрести только вместе с виллой. Так и было сделано. В результате лестница в 1859 году была привезена в Санкт-Петербург, а в 1963 году архитектор Александр Степанов установил ее при входе в партер домашнего театра.

С именем архитектора Александра Степанова связана самая масштабная и значимая модернизация Юсуповского дворца. Именно он руководил работами по электрификации, проведению водяного отопления, канализации и водопровода в здание дворца, которые были осуществлены в 1890 году. В то же время перестройке подверглись и другие помещения: Мавританская и Дубовая гостиные и домашний театр.

Очередные изменения в интерьере были приурочены к свадьбе князя Феликса Феликсовича Юсупова и великой княжны Ирины Александровны, племянницы Николая II, которая состоялась в 1914 году. Целая плеяда архитекторов: Андрей Белобородов, Андрей Вайтенс, Сергей Чехонин и Владимир Конашевич трудились над созданием Большой гостиной, Большого зала, Столовой и других помещений.

Убийство Распутина

Юсуповский дворец знаменит не только великолепными образцами аристократического убранства XVIII-XIX вв., но и одним важным историческим событием. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит Григорий Распутин. Загадочная личность - сибирский крестьянин, он имел репутацию прозорливца, целителя и приобрел всемирную известность, будучи другом семьи и духовным наставником императора Николая II.

Апартаменты князя Феликса Юсупова и его жены, расположенные в левом крыле дворца, образовывали «гарсоньерку», или отдельную квартиру внутри особняка, которая и стала местом кровавой драмы. Интерьер ее включал в себя полукруглую прихожую, восьмиугольную зеркальную туалетную комнату, столовую, кабинет и спальню. Сейчас там находится отдельная экспозиция, воспроизводящая историю убийства Распутина.

Отправляясь по приглашению князя Юсупова во дворец, Распутин не подозревал о приготовленной западне.

Убийц было трое – монархист Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Согласно рассказу убийц, Распутин был сначала отравлен пирогом с цианистым калием, потом застрелен, избит гирей и утоплен в реке. После каждого умерщвления святой старец воскресал из мертвых, чем страшно пугал своих убийц, пока этому не положили конец, сбросив его тело в Неву. Это мистическое повествование опровергают показания медицинского вскрытия, согласно которому смерть наступила в результате трех выстрелов. В то же время, в теле не было обнаружено следов яда и признаков утопления. Существует еще одна версия, согласно которой убийцей Распутина был английский разведчик Освальд Рейнер.

Тем не менее, экспозиция Юсуповского дворца, воспроизводящая место преступления, следует классической версии смерти Григория Распутина, изложенной убийцами.

Судьба дворца после революции 1917 года

В 1919 году Ф.Ф. Юсупов вместе с семьей и родителями эмигрировал в Западную Европу. Жил сначала в Англии, затем во Франции, опубликовал три книги о жизни в России и в эмиграции. В 1919 году Г. Зиновьевым и А. Луначарским был подписан декрет, согласно которому имение князей Юсуповых было национализировано.

До середины 1920-х гг. дворец существовал в качестве музея «дворянского быта». С 1919 года в нем размещалась картинная галерея. В 1924 году открылась выставка, посвященная убийству Григория Распутина. Затем было принято решение использовать здание для других целей, и началось расформирование коллекций. Экспонаты залов вывозились довольно беспорядочно, в результате чего часть из них попала в другие музеи, а судьба других ценнейших экспонатов не выяснена до сих пор. Большое количество экспонатов находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

Спустя некоторое время здание особняка было отдано под Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя). В годы Великой Отечественной Войны, как и во многих памятниках архитектуры в то время, в особняке расположился госпиталь. Дворец сильно пострадал от обстрелов и ударов авиабомб. В 1946 началось восстановление поврежденных залов.

В 1960 году дворец князей Юсуповых получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Юсуповы и дворец в настоящее время

Дочь Ф.Ф. и И.А. Юсуповых Ирина Феликсовна (1915-1983) в 1938 году в Риме вышла замуж за графа Н.Д. Шереметева, в 1942 году от этого брака родилась дочь Ксения. В 1965 году Ксения Николаевна Юсупова-Шереметева вышла замуж за Илиаса Сфири, грека по национальности. У Ксении и Илиаса Сфири дочь Татьяна и две внучки – Марилья, 2004 года рождения, и Жасмин-Ксения, родившаяся в 2006.

Юсуповский дворец на Мойке известен многим людям. Он считается историческим особняком и имеет статус памятника культуры. Особенность данного здания заключается в том, что по нему можно изучать аристократический интерьер петербуржцев. К созданию данного дворца имеют отношение архитекторы с мировой известностью. А именно: Валлен-Деламот Ж. Б., Михайлов А. М., Симон Б. и другие великие мастера. Как ясно из названия дворца, около века им владел известный род Юсуповых. Пять поколений прожили здесь, это было в период с 1830-го по 1917-й гг.

Набережная реки Мойки. Юсуповский дворец: периоды строительства

Стоит сказать о том, что строительство данного здания можно разделить на два этапа. Первый этап относится к началу возведения. Оно началось в период строительства города Санкт-Петербурга. А второй период относится к тому времени, когда дом был куплен князем Юсуповым.

История Юсуповского дворца на Мойке. Сведения о возведении такого особняка

История построек на данном месте относится к началу восемнадцатого века. В этот временной период на Мойке стояла усадьба Прасковьи Иоанновны. Она являлась племянницей Петра. Затем Прасковья подарила данную усадьбу Семеновскому полку, это событие произошло в 1726 году. Через некоторое время территория данного места перешла во владение графа Шувалова.

У Шувалова был особняк, выполненный в стиле барокко. Здесь устраивались различные пышные мероприятия и проводились торжества. Одним из знаменательных событий, которое отмечалось в особняке графа, было рождение Павла Петровича - цесаревича. В дальнейшем он стал императором. Павел родился в 1754 году.

В семидесятые годы сын Шувалова построил дом, который расположился на данной территории, но выше по течению реки. В создании проекта участвовал такой архитектор, как Валлен-Деламот. Проект был выполнен в виде буквы "П", вытянутой формы. Боковые части сооружения имели два этажа, а центральная часть - три. Проект имел парадный въезд, который расположился со стороны реки. Также можно было осуществить въезд со стороны улицы Декабристов. Здесь были сделаны ворота в виде Триумфальной арки. Данные триумфальные ворота можно увидеть сегодня. Они дожили до наших дней. До нашей современности сохранилась ограда, высота которой составляет семь метров. Она включает в себя колоннаду, которая выполнена в классическом стиле.

Далее судьба дома складывалась следующим образом. В конце восемнадцатого столетия им стала владеть племянница Потемкина Г. А., который был князем. После этого в девятнадцатом веке, а именно в 1830 году, дом купил Юсупов Н. Б.

Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке

Юсуповский дворец на Мойке в СПб имеет свою историю в России. Известным является факт, что в середине 16-го века в Россию приехали сыновья султана Ногайской орды. Султана звали Юсуф. Через некоторое время появился его правнук. Он решил принять христианство. Правнука звали Абдул-Мурза. При крещении ему дали имя Дмитрий. Сын Дмитрия - Григорий стал приверженцем и сподвижником Петра I. А внук Дмитрия Николай Борисович заслужил все ордена России, также он был удостоен ордена Андрея Первозванного. Данной наградой он была подарена по указу Павлом I. Помимо этого для Николая Юсупова была сделана специальная награда, которая называлась "жемчужный эполет". Юсупов Николай Борисович относился к одному из наиболее богатых людей того времени в Российской империи. Род Юсуповых владел большим количеством дворцов. Их количество превышало пятьдесят. В Санкт-Петербурге у Юсуповых было четыре.

Юсуповский дворец на Мойке пережил реконструкцию в начале 19-го века под руководством такого великого мастера, как Михайлов. Изначально ризалиты, которые находились по бокам здания, имели два этажа. В этот период реконструкции они были достроены до трех этажей. Помимо этого с восточной части здания был построен новый корпус. Он состоял тоже из трех этажей. В этом здании расположился белоколонный зал. Он являлся самым большим залом с колоннами того времени. Данный зал включал 24 колонны. Кроме этого во флигелях, которые были объединены между собой, был домашний театр и галереи с шедеврами живописи.

Стилистическое направление, в котором был выполнен данный ансамбль, относилось к стилю барокко. Данное направление предполагает большое количество золотой лепнины. Этот театр прославился тем, что именно здесь первый раз была исполнена опера Глинки «Жизнь за Царя» из известного произведения «Сусанин». Опера была сыграна не полностью, а только ее первое отделение. Кроме того, здесь были сделаны оранжереи и сад.

Проект Михайлова предполагал, что парадный въезд, который был со стороны реки, будет заменен лестницей, которая вела в Юсуповский дворец на Мойке, а именно в его парадные залы. Также особняк был дополнен танцевальным залом и тремя гостиными. Последние стали называться Императорская, Зеленая, Синяя. Помимо российских художников и архитекторов в проекте участвовали итальянские мастера, а именно: Виги А., Медичи Б.

Из российских мастеров особого внимания заслуживает такой архитектор, как Степанов А. В конце 19-го века он создал проект, который позволил подключить особняк к электричеству, канализации и водоснабжению и водяному отоплению. Также он руководил реконструкцией домашнего театра и появлением Мавританской гостиной. Также стоит отметить появление таких помещений, как Большая гостиная, Большой зал, столовая. Данные новшества появились в 1914 году.

Данный особняк принадлежал роду Юсуповых до 1917 года. В 1916 году в данном месте произошло историческое событие: здесь был убит Григорий Распутин. Данная историческая личность была духовным наставником и другом Николая Второго и его семьи. Сам же Распутин относился к роду крестьян из Сибири.

Юсуповский дворец в двадцатом веке

После революции в Юсуповском дворце расположился музей. Затем, после 1925 года, здесь расположился Дом работников просвещения, или, по-другому, Дом учителей. Во дворце собирались и проводили встречи учителя. Мероприятия носили творческий и профессиональный характер. Во многом благодаря этому факту здание не пострадало и сохранилось.

Залы и парадные сохранились и дожили до современного времени. Сейчас в Юсуповском дворце размещаются работники, которые имеют отношение к просвещению. Другими словами, в особняке располагается центр, который занят музейной, театральной, концертной и просветительской деятельностью.

Госпиталь во дворце

Следует сказать о том, что в военные годы во дворце располагался госпиталь. В этот период здание подверглось обстрелам. Поэтому оно сильно разрушилось. Также на него попадали бомбы, которые сбрасывали фашистские захватчики с воздуха. Как только закончилась война, здание начали реставрировать. В 1958 году особняк пережил пожар. С 59-го по 78-й год двадцатого века велись работы по восстановлению после пожара. В конце восьмидесятых годов дворец принял у себя в стенах органный театр. Также во дворце проводились экспозиции по таким темам, как убийство Распутина и история рода Юсуповых.

Дворец на Мойке в наши дни

В наши дни в Юсуповском дворце на Мойке в Петербурге проводятся различные мероприятия, а именно работают экспозиции. Также посетители могут посмотреть убранство дворца. Здесь сохранены апартаменты парадного типа, галерея, домашний театр.

Также гости особняка могут увидеть жилые покои Юсуповых. Все это достигалось и сохранилось благодаря великому труду реставраторов.

Если говорить о мероприятиях, которые проводятся во дворце, то можно перечислить следующие:

  1. Новогодний бал маэстро Юрия Темирканова.
  2. Торжественные мероприятия, связанные с празднованием Рождества.
  3. Масленица.
  4. Пасха.
  5. Балы.
  6. Маскарады.

Режим работы

Гости города, а также петербуржцы могут наслаждаться величием, красотой и изысканностью Юсуповского дворца. Можно прийти на какое-нибудь мероприятие или сходить на экспозицию. Данный культурный центр имеет официальный сайт. А какой режим работы Юсуповского дворца на Мойке? Открыт он ежедневно, с 11:00 до 18:00.

Как добраться?

Стоит учитывать, что Юсуповский дворец на Мойке является очень посещаемым местом. Поэтому свой визит лучше планировать заранее. Перед посещением следует узнать, как добраться до Юсуповского дворца на Мойке. На каком транспорте можно доехать до места? На метро, автобусах и троллейбусе. Подойдут автобусы следующих номеров: 3, 22, 27. Выйти туристы должны быть на остановке «Площадь Труда». Если вы планируете ехать на троллейбусе, то знайте, что подойдет №5 и 22. Выходить нужно все на той же остановке «Площадь Труда».

В заключение

Посещение Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге не оставит ни одного человека равнодушным. Так как здесь присутствует дух истории, искусства, творчества и неповторимого архитектурного изящества. Любителям искусства и истории необходимо обязательно запланировать посещение данного места. Оно пропитано необычайной красотой и хранит удивительные моменты нашей истории. Можно прийти сюда всей семьей или коллективом, особенной популярностью пользуются школьные экскурсии. Сюда приезжают дети со всей страны.

"В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь»."

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых.

Красная гостиная. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший (1887-1967):

" Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.

При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.

Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни - сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».

Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, - кричал я прохожим на улице, - какой я красивый!». Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер. "


2.


Домовая церковь Юсуповского дворца, Санкт-Петербург. Устроена и оформлена по проекту архитектора В.А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский Дворец на Мойке.

" В детстве переболел я всеми детскими болезнями и долго был слабым и чахлым. Худобы своей очень стыдился, не знал, что сделать, чтоб растолстеть. С надеждой прочел я рекламу «Восточных пилюль». Тайком принялся их глотать, но без толку. Лечивший меня врач, заметив коробочку у меня на тумбочке, спросил, в чем дело. Когда я сознался, он захохотал и велел мне их выкинуть. <…>

3.

Семейная фотография Юсуповых

Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей. Первой была няня-немка. Сперва она растила моего брата, потом перешла ко мне. Несчастная любовь к секретарю отца свела ее с ума. Думаю, мой дурной нрав довершил дело. Отец с матерью, насколько помню, поместили ее в лечебницу для умалишенных, где пребывала она, пока не выздоровела. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой, женщине замечательно доброй, преданной, ставшей отчасти членом семьи. <…>

4.

Феликс

Учился я плохо. Гувернантка думала подхлестнуть меня, взяв соучеников. Но я все равно зевал, ленился и дурным примером заразил товарищей. "

5.

Франсуа Фламенг / François Flameng (1856-1923). Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями в Архангельском, 1894 / Princess Zinaida Yusupova with two sons at Arkhangelskoe. Oil on panel. 75 x 59 cm. Signed l.r.: François Flameng (...) 1894. via

" Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург - Москва - Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.

За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда. Одно из имений, на Кавказе, у Каспийского моря, простиралось на двести верст. Нефти там было столько, что она, казалось, хлюпала под ногами, и крестьяне наши смазывали ею колеса у телег.

На дальние поездки у нас имелся частный вагон, где устраивались мы с большим комфортом, нежели даже в собственных домах, не всегда готовых принять нас. Входили мы в вагон через тамбур-прихожую, какую летом превращали в веранду и уставляли птичьими клетками. Птичье пенье заглушало монотонный перестук колес. В салоне-столовой стены обшиты были панелями акажу, сидения обтянуты зеленой кожей, окна прикрыты желтыми шелковыми шторками. За столовой - спальня родителей, за ней - наша с братом, обе веселые, ситцевые, со светлой обшивкой, дальше - ванная. За нашими апартаментами несколько купе для друзей. В конце вагона помещенье для прислуги, всегда многочисленной у нас, последняя - кухня. Еще один вагон, устроенный таким же образом, находился на русско-германской границе на случай наших заграничных поездок, однако мы никогда им не пользовались.

В каждом нашем путешествии нас сопровождала масса людей, без которых отец не мог обойтись. Матушка не любила многолюдья, но с отцовыми друзьями всегда была приветлива. Зато мы их ненавидели, ведь они отнимали у нас матушку. Честно говоря, ненависть была взаимной.

6.


Юсуповский дворец на Мойке

Петербург расположен в устье Невы, за что получил названье Северной Венеции. Был он одной из красивейших европейских столиц. Невозможно передать, как хороша Нева с набережными розового гранита и блистательными дворцами вдоль… Всюду в идеальном строе зданий очевиден гений Петра и Екатерины Великих.

Императрица Александра Федоровна заказала декоратору-немцу решетчатую ограду сада перед Зимним дворцом. Зимний построен был в начале XVIII века императрицею Елизаветой Петровной. Дворец сей - создание архитектора Растрелли. Решетчатая ограда порядком обезобразила здание, а все же шедевр остается шедевром.

7.

Николаевский зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов.1895. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - город не исконно русский. Сказался вкус императриц и великих княгинь, родом иностранок, как правило, немок, на протяжении двух веков, а еще присутствие дипломатического корпуса. Немного оставалось семей, хранивших традиции старой Руси. Русские аристократы стали космополитами. Поклонялись они иностранщине и то и дело ездили за границу. Хорошим тоном было посылать мыть белье в Париж и Лондон. Почти все матушкины знакомые нарочно говорили только по-французски, а русский коверкали. Нас с братом это злило, и отвечали мы старым снобкам только по-русски. А старухи говорили, что мы невежи и увальни. Но мы и ухом не вели. Напыщенной знати предпочитали мы людей проще, безалаберных и веселых.

Что до чиновников - эти были, как и все чиновники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не способной.

8.


Гостиная Генриха II. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Патриотизма не было и в театре. На столичных императорских сценах вплоть до середины XVIII века русских пьес не ставилось вообще. Почти все актеры были иностранцы. Первый русский театр был основан только при Елизавете Петровне в 1756 году стараньями советника ее - князя Бориса Юсупова. Новый толчок - уже при Екатерине, поручившей прапрадеду моему все императорские театры. Можно сказать, князь Николай - основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее.

Первым открыл Европе русское искусство Сергей Дягилев, и благодаря ему наши опера и балет прославились во всем мире. Незабываемы их первые выступления в парижском Шатле в 1909 году. Дягилеву удалось собрать лучших артистов: был тут Шаляпин - незабвенный Годунов, художники Бакст и Бенуа, танцовщик Нижинский, балерины Павлова и Карсавина, и многие, многие! Русские артисты мгновенно прославились в мире, как в России, у иных появились ученики, школа русского императорского балета сохраняется и по сей день. Правда, актеры наши, вообще русский драматический театр известен Западу мало. Только в России могли быть поняты наша классика и фольклор. Пьесы Островского, Чехова, Горького русские любили всегда. Мы с братом Николаем не пропускали ни одного хорошего спектакля и с иными замечательными актерами знакомы были лично.

9.


Танцевальный зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад.

Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиных да галереи с картинами сохранили дух XVIII века.

10.

Домашний Театр. 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. 1899. Архитектор А.А. Степанов. Художник Э.К. Липгарт. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра. <…>

11.


Подвальная столовая. 1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Музейная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.

В бельэтаже находились отцовские апартаменты, окнами на Мойку. Комнаты были некрасивы, но уставлены всякими редкостями. Картины, миниатюры, фарфор, бронза, табакерки и проч. В ту пору в обжедарах я не смыслил, зато обожал, видимо наследственно, драгоценные камни. А в одной из горок стояли статуэтки, которые любил я более всего: Венера из цельного сапфира, рубиновый Будда и бронзовый негр с корзиною брильянтов.

12.


Мавританская гостиная 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Рядом с отцовым кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я - сатрап, а вокруг - рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившеюся невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» - закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещен.

13.


Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.

14.

Малый танцевальный зал. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художник Н.А. Тырса, скульптор Б.И. Яковлев. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце - театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже.

15.

Домовая церковь Юсуповского дворца была устроена и оформлена по проекту архитектора В. А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Тут же находилась домашняя часовня.

16.


Малая гостиная (Серебряный будуар) княгини Ирины - супруги Феликса. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художники В.М. Конашевич, С.В. Чехонин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться дивными матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался оттуда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мы с братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.

17-18.

Кабинет княгини (Малая белая гостиная). 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. Художник О. Руйи 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге


Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в доме на Мойке. Серов Валентин Александрович. 1900-1902 гг. Холст, масло. 181,5 х 133 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. via

Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робера и Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все - и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ним! <…>

19.


Гобеленовая гостиная. 1840-е. Архитектор Б. Симон. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Генерал Бернов, о котором я рассказывал выше, и матушкина приятельница княгиня Вера Голицына люто ненавидели друг друга и ругались при каждой встрече. Однажды вечером генерал был сильно не в духе и не захотел отвезти княгиню домой, хотя до ужина обещал. «Бог с вами, - сказала княгиня. - Дурак натощак и сытый - набитый». У Голицыной был артрит правого большого пальца, и она то и дело сосала его, говоря, что от этого болит меньше. И руку ее целовать я отказывался. Замуж она не вышла и о том жалела. «Жаль, что я старая девка, - твердила она матушке. - Так и не узнаю, как это бывает».

20.


Большая ротонда. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Художники А. Виги, А. Травин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге была у нас знакомая пожилая дама, вдова военачальника, вечно влюбленная - непременно в гвардейского генерала, командира полка. Мало, что верна, еще и страшна как смерть, о взаимности и думать нечего. Вдобавок ужасно белилась и румянилась и носила рыжий парик. Когда отца назначили на место генерала, вкупе с полком унаследовал он и непременную влюбленность дамы. Старуха ходила за ним по пятам, стояла у дверей клуба, где отец бывал после полудня, и, заметив его в окне, посылала ему воздушные поцелуи. Любовные письма ему она подписывала «твоя Фиалка». Летом в собственной карете она ездила за ним на маневры.

Великий князь Николай Михайлович был обожаем вдвойне - сразу двумя сестрами, старыми девицами. Каждое утро старухи прогуливались по набережной у его дворца. Одеты были одинаково, позади лакей в ливрее нес их меховые накидки, галоши, зонтики и двух облезлых мопсов. Когда великий князь выезжал и возвращался, старые идиотки делали глубокий реверанс.

Другие сестрицы, провинциалки, обе тоже незамужние, уродины и богачки, решили покорить Петербург. Вознаме-рясь принимать высшее общество, купили они в Петербурге блестящий особняк. Обставили его с крикливой роскошью, наняли модного повара и миллион слуг, одели их в яркие ливреи и немедленно разослали приглашенья всей столичной знати. В пригласительном билете, полученном отцом с матерью, писано было: «Дорогие князь с княгиней, полноте сидеть дома да грызть сухари. Будьте к нам на ужин в субботу в восемь». Родители пошли смеха ради. Не мудрено, что встретили они там всех своих друзей.

21.


Бильярдная (Турецкий кабинет) 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Разумеется, петербургский свет состоял не из одних шутов. Заезжие иностранцы в один голос твердили, что в России полно даровитых и образованных людей, что беседовать с ними приятно и интересно. А стольких чудаков и клоунов я знал потому лишь, что с ними весело было отцу. Дивлюсь матушкиным кротости и терпенью: вечно принимай эту братию и всем улыбайся. Но тут я, признаться, весь в отца. Меня влекли, да и теперь влекут всякие шуты гороховые, сумасброды и психопаты. По-моему, в их чудачествах - непосредственность и воображенье, которых так не хватает людям порядочным.
Каждую зиму в Петербурге у нас гостила моя тетка Лазарева. Привозила она с собою детей, Мишу, Иру и Володю - моего ровесника. Я уж писал, как отчаянно шалили мы с ним. Последняя шалость разлучила нас надолго.

22.

Около 1900. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон старший (1856-1928), Зинаида Николаевна Юсупова, старший сын Николай и младший сын Феликс / Portrait of the family of Count Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston, c.1900. Family portrait of Princess Zinaida Yusupova (1861-1939), Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston (1856-1928) and their sons Nikolai and Felix (1887-1967). Nikolai would be killed.

Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку - приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики. Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!

23.


Феликсу 16 лет. Валентин Серов пишет портрет Феликса Юсупова, 1903

Нас с Володей заперли на десять дней в наших комнатах, строго запретив выходить. Вскоре тетка Лазарева уехала, увезла детей, и несколько лет Володи я не видел. "

Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший – единственный наследник богатейшего состояния.

Его супруга – княжна императорской крови Ирина Александровна в девичестве Романова (1895-1970), племянница императора Николая II, по матери – внучка Александра III (он был внуком Николая I), по отцу – правнучка Николая I.

Ранее :


// Пасха в аристократическом доме - фрагмент мемуаров Феликса Юсупова (1887-1967)

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое