Орг. момент


КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет Литературное чтение

Учитель: Пустовалова Г. В.

Тема урока: С. Михалков «Сила воли»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: формирование представлений учащихся о силе воли

Задачи:

    Образовательные:

    • продолжить знакомство учащихся творчеством С. Михалкова;

      формирование навыка беглого осознанного чтения;

      формирование умения работать с учебным текстом,

2. Развивающие:

    развитие ассоциативного мышления: умение устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное;

    развитие наблюдательности;

    развитие творческих способностей;

    развитие памяти;

    развитие эмоциональной сферы.

    Воспитательные:

    воспитание положительных качеств человека;

    воспитание трудолюбия;

    воспитание доброжелательности;

    воспитание интереса к чтению и творчеству С. Михалкова;

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять смысл произведения, рассказывать о героях, выражая собственное отношение, давать характеристику герою и его поступкам, расширят свой читательский кругозор;

Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя, основам смыслового чтения, выделять существенную информацию, формировать собственное мнение и позицию. Участвовать в диалоге;

Личностные: научатся ценить и принимать базовые ценности: добро, труд, терпение, силу воли; выражать свои эмоции;

Используемые технологии: системно-деятельностная, личностно-ориентированная технология, частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), технология РКМ (дерево предсказаний, синквейн), здоровьесберегающая (физминутка)

Оборудование : портрет, выставка книг С. Михалкова, диск с песней «Человек хороший», презентация.

I . Организационный момент. Психологический настрой.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания

Проявим мы старание.

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

II . Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»

Как поэту С. Михалкову удаётся возвращаться в детство?

III . Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.

Чтение стихотворения «Смешные человечки»

Ребята, помогите мне разобраться.

У меня проблема, я отразила ее в стихотворении. Послушайте его и ответьте мне на мой вопрос.

Я – такая же, как все,

И во мне всегда везде

Спорят шумные, смешные

Человечки озорные:

Злючка ссорится с Добрушкой,

Капризулька с Хохотушкой,

Зазнавалка с Помогалкой,

Где-то там сидит Боялка.

То Старалка, то Ленючка

Уведут меня под ручку,

А потом, я знаю четко:

Прибежит Наоборотка,

Все вверх дном перевернет,

Скажет правду и соврет.

Помогите мне решить,

С кем дружить и не дружить?

(дети отвечают на вопрос)

Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный?

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (о человеке)

Коль мы будем говорить о человеке, давайте назовём качества человека плохие и хорошие.(два столбика)

А теперь поработайте в группах.

Выбрать качества, которые должны быть у человека.

1 группа : смелость, трусость;

2 группа : лень, трудолюбие;

3 группа : сила воли, трусость

Какое качество вам не совсем понятно?

Попробуем воспользоваться приёмом «Дерево предсказаний»

Что такое сила воли в вашем понимании? Какие понятия схожи с понятием «сила воли»

Выслушиваются мнения учащихся, учитель записывает на доске. (терпение, старание, мужество, устремленность, упорство) .

Откройте учебники, прочитайте тему урока. (С. Михалков «Сила воли»)

Какие цели поставите перед собой?

    Выделять главное;

    Умело отвечать на поставленные вопросы;

А ещё сегодня мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли.

Слово о С. Михалкове. (портрет)

Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также.

Нас ждет его откровенное признание.

IV . «Открытие нового знания»

1. Сл. работа: откровенно

Что значит откровенное признание?

(слайд)

2. Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь –

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?

ФИЗМИНУТКА

Разминка (для глаз, дыхательная, речевая, физическая)

Закроем глаза – и вокруг темнота…

Вот небо, вот звезды, луна… Красота!

Вдохнем и задержим дыхание,

Услышим деревьев шептание,

И выдохнем медленно очень…

Все спят, всем спокойной ночи…

Но утро! Откройте скорее глаза,

Скажите мне радостно: «Утро!» (дети: «Утро!»)

И как же не хочется утром вставать,

Чуть-чуть, хоть немножко еще полежать.

Скажите мне нехотя: «Утро…» (дети: «Утро..»)

Но надо идти и не надо робеть,

Сегодня нам многое нужно успеть!

V . Первичное закрепление.

1.Чтение труднопроизносимых слов (слайд)

От-кро-вен-но (шепотом, по слогам) откровенно (хором, целым словом)

За-на-ве-ше-но (шепотом, по слогам) занавешено (хором, целым словом)

2. Чтение учащимися стихотворения по цепочке.

Задание перед чтением: Какое плохое качество поборол в себе герой? (трусость)

(после чтения дети отвечают на вопрос)

VII . Включение знаний в систему.

1.Работа над выразительностью речи

Чтение предложения : Я чувства этого боюсь.

Как меняется смысл?

Упражнение «Прыжок»

лежу,

лежу, Глаза

И я лежу, закрытыми

держу…

Где в этом предложении можно сделать паузу?

2. Выразительное чтение учителем

Задание перед чтением:

Как меняется интонация к концу стихотворения?

3 Выборочное (выразительное) чтение.

Найдите отрывок, где герой:

Начинает испытывать страх;

Борется со страхом;

Поборол страх.

Физминутка.

Если не согласны с утверждением – встать, если согласны –сесть.

Много дел. С чего начать мне

Все никак я не решу,

И поэтому я лучше

На диване полежу! (встают)

Если встречу на дороге

Я бездомного щенка,

Не обижу, а скорее

Накормлю и обогрею. (садятся)

Если вкусную конфету

Мне подарит кто-то где-то,

Тут же я уединюсь

И ни с кем не поделюсь. (встают)

Чтоб здоровым было тело,

Лень отброшу и за дело!

Буду спортом заниматься:

Бегать, прыгать, обливаться! (садятся)

4. Работа по карточкам в парах.

Выбрать верное утверждение:

Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.

Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

Чтение вслух утверждения.

Показываем на дереве предсказаний, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.

Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»?

Чтение определения «сила воли» по «дереву предсказаний»

5. Составление синквейна

Кто? Человек

Какой? Смелый, трудолюбивый

Что делает? Не боится, трудится, работает

Основная мысль. Воспитание силы воли

Вывод. Сильный характер

VII . Рефлексия.

Цветок-трилистник жёлтого и красного цвета. В центре дети пишут свое имя. На 3-х лепестках утверждения:

Стихотворение Михалкова меня многому научило.

Я понял, что такое сила воли.

Я буду бороться со своими недостатками.

Если с утверждением согласны, возьмите жёлтый цветок, если нет – красный.

Прикрепите ваши цветочки к доске.

Ребята, что вы можете сказать об этой картине?

(Появляется над полянкой солнышко)

Есть страна одна на свете,

Дружно в ней живут все дети.

Очень добрые, смешные

Человечки озорные.

Вдоль по солнечной дорожке

Пусть шагают ваши ножки

Прямо к свету… А в итоге

К главной жизненной дороге!

(звучит песня «Человек хороший»)

Технологическая карта урока во 2 классе. УМК «Школа России»

С.В.Михалков «Сила воли»

Мякотина Елена Германовна,
учитель начальной школы ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

УМК

«Школа России»

Тема урока

С.В.Михалков «Сила воли»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со стихотворением С. Михалкова и формирования понятия «сила воли»; создать условия для развития речи, способствовать развитию внимания к слову, ассоциативного мышления, творческих задач.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты

Предметные

получат возможность научиться : определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Личностные результаты

Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Универсальные учебные действия (метопредметные)

Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале; формулируют и удерживают одну задачу.

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Коммуникативные: высказывают свое мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Основное содержание темы, понятия, термины

Сила воли, откровенное признание, трусость, храбрость, откровенное признание

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I . Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудование; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Окружают на тайны.

Их трудно открыть.

И ответ нам не просто дается.

И загадки решать

Нам сегодня с тобою придется.

Слушают учителя принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстникми.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Устные ответы, наблюдения учителя.

II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания.

2.Речевая разминка

С Михалков «Мой секрет»

Прочитайте выразительно.

Я - такая же, как все,

И во мне всегда везде

Спорят шумные, смешные

Человечки озорные:

Злючка ссорится с Добрушкой,

Капризулька с Хохотушкой,

Зазнавалка с Помогалкой,

Где-то там сидит Боялка.

То Старалка, то Ленючка

Уведут меня под ручку,

А потом, я знаю четко:
Прибежит Наоборотка,

Все вверх дном перевернет,

Скажет правду и соврет.

Помогите мне решить,

С кем дружить и не дружить?

Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный?

Выразительно читают стихотворение

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять позновательную и личностную рефлексию; принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III . Постановка темы, цели урока

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

Сергей Михалков посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали так же. Нас ждет откровенное признание.

Что значит «откровенное признание»?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

Прогнозирование темы урока

IV . Работа по теме урока

Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Сила воли» учителем (использование CDк уроку)

Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх?

Почему?

Как иначе можно поступить, чтоб не бояться?

А как вы поступили бы на месте героя стихотворения?

Отвечают на вопросы.

Чтение труднопроизносимых слов

От-кро-вен-но (шепотом, по слогам) откровенно (хором, целым словом)

За-на-ве-ше-но (шепотом, по слогам) занавешено (хором, целым словом)

Фронтальная

Личностные: высказывают свое отношение к героям,

физкультминутка

Если не согласны с утверждением - встать, если согласны -сесть.

Много дел. С чего начать мне

Все никак я не решу,

И поэтому я лучше

На диване полежу!

Если встречу на дороге

Я бездомного щенка,

Не обижу, а скорее

Накормлю и обогрею.

Если вкусную конфету

Мне подарит кто-то где-то,

Тут же я уединюсь

И ни с кем не поделюсь.

Чтоб здоровым было тело,

Лень отброшу и за дело!

Буду спортом заниматься:

Бегать, прыгать, обливаться!

Выполняют упражнения

встают

садятся

встают

садятся

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение движений

V .Закрепление знаний и способов действий

1. Работа с иллюстрацией.

2. Чтение учащимися стихотворения по цепочке. Задание перед чтением:

3.Выборочное (выразительное) чтение

4.Групповая работа.

Что изобразил художник?

Какое выражение лица у героя? Почему?

Какое плохое качество поборол в себе герой? (трусость)

(после чтения дети отвечают на вопрос)

Работа над выразительностью речи (стоя)

Чтение предложения Я чувства этого боюсь .

Как меняется смысл?

Упражнение «Прыжок»

Лежу,

Лежу, Глаза

И я лежу, закрытыми

Держу…

Где в этом предложении можно сделать паузу?

Найдите отрывок, где герой:

Начинает испытывать страх;

Борется со страхом;

Поборол страх.

Выбрать качества, которые должны быть у человека.

Смелость и трусость;

Лень и трудолюбие;

Сила воли и трусость) Заполнение кластера (положительные качества - ближе к человеку, отрицательные - дальше)

Выбрать верное утверждение:

Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.

Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

Чтение вслух утверждения. Показываем на кластере, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: смысловое чтение; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение

Устные ответы

VI .Рефлексия. Итог урока.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

Продолжите предложение:

Стихотворение Михалкова меня научило…..

Сила воли - это ……

Человеческие недостатки - это……

Составление синквейна

Кто?

Какой?

Что делает?

Основная мысль .

Вывод.

Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»

Чтение определения «сила воли»

Отвечают на вопросы

Человек

Смелый, трудолюбивый

Не боится, трудится, работает. Воспитание силы воли

Сильный характер

Сила воли — черта характера человека,в зависимости от уровня которой человек может управлять своей психикой, поступками.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы

VII .Домашнее задание.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь -

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?

Разминка (для глаз, дыхательная, речевая, физическая)

Закроем глаза - и вокруг темнота…

Вот небо, вот звезды, луна… Красота!

Вдохнем и задержим дыхание,

Услышим деревьев шептание,

И выдохнем медленно очень…

Все спят, всем спокойной ночи…

Но утро! Откройте скорее глаза,

Скажите мне радостно: «Утро!» (дети: «Утро!»)

И как же не хочется утром вставать,

Чуть-чуть, хоть немножко еще полежать.

Скажите мне нехотя: «Утро…» (дети: «Утро..»)

Но надо идти и не надо робеть,

Сегодня нам многое нужно успеть!

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

Анализ стихотворения «Сила воли» Михалкова

Впервые «Силу воли» Сергей Владимирович Михалков опубликовал в журнале «Мурзилка».

Стихотворение написано не позднее 1982 года. Поэту в эту пору исполнилось 69 лет, он мэтр советской детской литературы, лауреат множества государственных премий и почетный гражданин четырех городов, депутат, автор сборников стихов, басен, сценариев к кино и мультфильмам, создатель популярного сатирического киножурнала «Фитиль». Поэт счастливо женат, и к этому времени уже много раз становился дедушкой. В жанровом отношении – быль о воспитании характера, рифмовка смежная, 5 строф (последняя – одностишие). Стихотворение открывается исповедью главного героя. Оказывается, он боится спать в темноте. Причину этого страха он не объясняет, но немного нужно проницательности, чтобы догадаться – кого он боится. Конечно, фольклорного персонажа вроде буки или бабая. Тех самых, от которых страдают, к примеру, непослушные дети. Тех, кого можно было бы мигом распугать ярким светом, но герой на поводу у фантастических существ не идет. Мальчик весьма живописно описывает свои ощущения от ночи, проведенной в собственной детской комнате (как известно, не у всех она была). Тьма становится осязаемой и словно окутывает беспомощного героя под одеялом со всех сторон. А тут еще мама по привычке занавешивает окно, уничтожая малейший источник света. Мальчик мужественно борется с паническим желанием стремглав броситься к выключателю. Вторую и третью строфу он занимается самовнушением: лежи, глаза закрытыми держи. Постепенно страх и чудовища отступают, сознание путается и герой засыпает. «Разве я не молодец!»: примерно так он рассуждает утром, проснувшись. В следующей строфе опять идет описание легких путей, которых мальчик не ищет: не выключать свет, не занавешивать, спать при свете хотя бы ночника. В финале он возмущенно гонит прочь малодушие: так же можно трусом стать. Поэт, как знаток детской психологии, касается в стихах вполне актуальной проблемы и предлагает ее достойное решение. Он побуждает детей сочувствовать герою и учиться признаваться хотя бы самому себе в своих страхах и трудностях. Ряд лексических повторов (лежу) и отрицаний, анафора (глаза), эпифора (боюсь), внутренний монолог, многосоюзие, перечисления, несколько восклицаний, многоточие.

Планомерная закалка характера – лейтмотив дидактического произведения С. Михалкова «Сила воли».

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое