Информационный центр Финно-угорских народов. Малочисленные народы планеты Народ ливы интересные факты


В 70 километрах от Риги на берегу Даугавы живут потомки одного из самых воинственных финских племен - ливов, которые в далеком прошлом управляли этой землей, совершали магические ритуалы, посылали своих ведьм в ступах в Турайду и бранились с земгалами, селившимися в своих крепостях через реку. Лишь им дано знать истинное будущее, когда поднимется из вод озера Буртниеку древний замок Лаймдоты, а над Даугавой вновь будет слышна песнь утеса Стабурагс…

Многие в Латвии совершенно незаслуженно называют ливов латышами. А ведь они другие, и даже ливский язык, носителей которого здесь осталось всего ничего, по произношению близок к эстонскому и финскому, а по написанию - удмуртскому, марийскому, мордовскому. Ливы, бесспорно, - одна из самых больших загадок Латвии. Более 5000 лет назад их предки пришли к берегу Балтийского моря с северо-востока…

Вот уже много лет изучает и популяризирует традиции своего народа филолог Зоя Силе (Zoja Sīle), которая в свое время и азбуку ливского языка издала, и немало научных публикаций подготовила. Сейчас она работает в Этнографическом музее: проводит все дни на ливском хуторе около рыбацкой деревни на берегу озера Юглаc. Там она и встретила корреспондентов «Вести Сегодня».
Последняя из ливов

Этот ливский хутор «Делини» здесь построили 40 лет назад. 31 июля будут отмечать дату, когда в музей перевезли настоящий дом ливского рыбака, амбар, хлев, загон для скота и прочее, причем все настоящее, из курземского поселка Лужня. Этнографы предварительно пометили цифрами каждое бревно хутора, а потом доставили все к берегу озера, чтобы собрать деревянные строения максимально точно! На праздник приедут люди, которые помнят этот хутор, еще стоявший на ливской земле. Придет на торжество и дама уже весьма почтенного возраста - Аусма Эрнестовска, которая в детстве часто бывала на этом хуторе, где помогала своему дяде пасти коров.

Принимать гостей будет Зоя Силе, которую совершенно заслуженно называют главным ливом Латвии. Она первая в стране написала азбуку родного языка, выпустила пособие, украшенное рисунками традиционного орнамента, списанного с варежек, хранившихся в разных музеях страны. Зоя Ивановна подробно изучила и традиционный ливский костюм, что вообще многие краеведы считали невозможным. Долгие годы она собирала фольклор своего народа, участвовала в краеведческих экспедициях вдоль побережья Курземе и за границей, например, в России, старалась создать для школ систему преподавания ливского языка, устраивала научные конференции.

Но для кого она все это делает и по сей день? Ведь настоящих–то ливов в Латвии и нет уже почти… В мире осталась лишь одна женщина, для которой ливский язык родной на все сто процентов. Ее зовут Гризелда Кристиня, ей 101 год, и живет в… Канаде. Недавно у нее гостил канадский лив Роберт Фреймут из села Саунага (оттуда же и Зоя Силе), уже много лет изучающий традиции и язык своего народа. Еще в Латвии есть группа молодых людей, которые считают себя вполне полноправными ливами: не только учат язык, но и в быту между собой на нем общаются - вплоть до того, что даже sms–сообщения по мобильному телефону пишут на ливском. А вообще, по словам Зои Силе, людей, всерьез изучающих ливский, в Латвии осталось человек двадцать.

Ливы на Ливском берегу .

И наших ливов понимают не только их близкие языковые родственники из Эстонии и Финляндии, но даже жители отдаленных регионов России - из Коми, Карелии, Ханты–Мансийска. Общих слов у финно–угров немало, например, члены семьи («иза» - отец, «ема» - мать), одни числа и названия частей человеческого тела. Между прочим, одна часть тела перекочевала и в латышский язык: «селга» - «спина». Правда, в латышском языке «селга» - место, где море сходится с небом. А ливы говорили «селга» не только когда речь шла о спине человека, но и «спине морской» - той самой, где линия горизонта.
По спецпропуску в Курземе

Сейчас мы стараемся поддерживать ливскую культуру в Латвии, но носителей языка почти не осталось. Что касается меня, я ведь не на сто процентов лив - у меня папа русский. Хотя язык я действительно впитала с молоком матери! - говорит Зоя Ивановна. - Мама с детства говорила со мной по–ливски, рассказывала, как жили люди до Второй мировой войны в Курземском крае, как рыбу в море ловили и на лошадях вдоль побережья ездили. И все это очень впечатляло! А уже на филфаке ЛУ я в процессе изучения балтийских языков всерьез занялась сбором материала о родном этносе. Меня подтолкнуло и творчество созданного в 1972 году ансамбля Liulist, исполнявшего песни исключительно на ливском языке…

В то время я специально получила пропуск в МВД, чтобы можно было свободно перемещаться по закрытой пограничной зоне близ морского курземского берега. И в итоге написала научную работу «Лексика жителей рыболовецких сел в окрестностях Дундаги». Было очень интересно, поскольку тогда там не просто еще сохранились люди, владеющие ливским, но и латыши в Курземском крае говорили на своеобразном наречии - с элементами финно–угорского языка. Но теперь, увы, для основной массы ливов родной язык - латышский. А ливский вроде иностранного… И верю, что моя судьба - помочь ливам вспомнить, кто они есть на самом деле! У нас же не только язык и особые традиции, но даже флаг есть - символическое изображение мыса Колки.

В начале 90–х Зоя Ивановна с единомышленниками стала добиваться через всевозможные инстанции, чтобы в Курземе создали охраняемый государством ливский культурно–исторический заповедник (по примеру Карелии, где есть заповедник саамов в Панаярви). В 1993–м удалось реализовать идею: на большой территории взяли под защиту не только природу, но и все, что связано с ливским этносом. Зоя Силе выступала и за развитие в крае «дружественного среде туризма». Правда, этот заповедник просуществовал лишь до конца 1990–х, а потом сократилось финансирование.

Очень печально, ведь раньше мы получали деньги на изучение истории народа, на экспедиции, газету Liuli, летние детские лагеря для ливов и прочее, прочее… К слову, в этом году все же планируется, что ливский детский лагерь в Курземе будет, хотя и заповедника нет… Хотя и в то время нашу работу никто толком не ценил. Мы–то думали, будто несем благо, а людей все это не шибко интересовало. Оно и понятно, в регионе была сплошь безработица, крупнейшие рыбоперерабатывающие заводы закрылись. А тут мы, понимаешь ли, столичные интеллигентики, явились, о культуре и истории рассказываем, - вспоминает Зоя Силе.

И все же кто они - ливы? В начале азбуки AB rOntOz Зоя Ивановна рассказывает историю народа. Считается, что финно–угры пришли на территорию, позже названную Латвией, с Урала, расселились вдоль Даугавы, Гауи и, конечно, по берегу моря. Впервые упоминание этнонима встречается в XII веке в «Летописи Нестора», потом - в «Хрониках Генриха». Из этого источника можно узнать: в XII веке, когда ливы были язычниками, до прихода крестоносцев, ими правил Каупо. Он был вроде короля ливов. Хотя слово «король», наверное, и не совсем точное, тем не менее Каупо обладал реальной властью, и его принимал сам Папа Римский.

Каупо называют «предателем ливов», но можно поспорить. Да, он отказался от язычества и стал христианином. Однако христианство - это не шаг назад, оно несло прогресс. Возможно, Каупо был как раз значительно выше в своем развитии остальной части ливов, - полагает Зоя Ивановна. - Но потом на протяжении длительного исторического периода о ливах в письменных источниках не упоминается. Только в 1846 году к ливам приехала первая научная экспедиция из Санкт–Петербурга. Ученые узнали, что здесь, оказывается, живут не латыши, у людей свой язык, культура и традиции. Тогда же появилось много рисунков, в том числе изображений костюмов.

Всегда считалось, что ливы очень прогрессивные, с богатой культурой, поскольку живут около берега моря и имеют выходы к торговым путям, а предки латышей селились дальше - на холмах, в лесах - и ничем особым не могли похвастаться. Даже древний ливский костюм (X–XII веков) отличался яркостью и украшениями. Зоя Силе по старинными рисункам смогла восстановить ливский парадный костюм, на котором только одних украшений 16 килограммов бронзы! Есть такая фраза: «Когда идет ливская женщина, ее слышно за версту».

Конечно, и на знаменитом «ливском поясе», образцы которого можно оценить в Лиелвардском музее, есть на что посмотреть! Все рисунки на нем предельно символичны. Каждый пояс обязательно разделен на 14 блоков, в первом из них - знак рыбы, заплывающей в реку жизни, следом - знак приобщения человека к социуму, ближе к концу - символ перехода к духовной мудрости, и наконец - узор, который можно трактовать как переселение души в мир иной. Причем общий рисунок на поясах никогда не повторялся. В 1996 году в музее хранилось 713 разных поясов! Самый старый датирован XIII веком, и сейчас он выставлен в экспозиции Латвийского исторического музея…

У меня была хорошая знакомая ливка Поулине Клявиня, которая в 2000 году перед самой смертью передала в Этнографический музей свои вещи для экспозиции. Она жила в местечке Вайде и все годы занималась тем, что рассказывала о культе и традициях ливов: считала это своей миссией, - говорит Зоя Ивановна во время экскурсии по музею. - Вещи Поулине украсили этот ливский хутор, построенный еще в конце XIX века… А обратили внимание, насколько он длинный? Ливские дома не покидали родственники, и когда мужчина женился, то делал пристройку. Отличительная особенность и у крыши дома: она не черепичная, а из деревянной дранки. Поддерживали это покрытие изогнутые вверх корни деревьев, которые укладывали особым способом, чтобы они без гвоздей не давали дранке сползти.

Ливы очень грамотно вели хозяйство - и все было аккуратно, чисто. Даже загоны для скота прикрывали от остального двора высокими растениями персикариями и широкими кустами. А около домов обязательно сажали на длинных грядках цветы, которые могли расти в довольно бедной песчаной морской почве.

Словом, посмотреть есть на что. Поэтому приглашаю всех в музей в гости 31 июля на большой ливский праздник! А потом, в первую неделю августа, запланирован ливский праздник в Мазирбе. И ливы каждому очень охотно о себе расскажут!

Ливы (по-латышски lībieši, ед. число lībietis; по-ливски liibi; древне-русская либь, латинское Livones, немецкое Liven) – финно-угорская народность, проживавшая на территории нынешней Латвии и давшая название Ливонии и Лифляндии. Если бы ливы оказались в одном административном образовании с более северными финно-угорскими племенами (впоследствии образовавшими эстонский народ), то они, конечно же, слились бы с эстонцами.

Но западные ливы оказались изолированы на севере Курского полуострова (см. карту при статье латыши), после Ливонской войны попали в Курляндское герцогство и в дальнейшем все время жили вместе с балтским (латышским) большинством, в результате чего к 20-му веку почти полностью ассимилировались, оставив в местах своего обитания особый, ливский диалект латышского языка.

Восточные ливы, жившие на противоположном берегу Рижского залива, легче могли слиться с эстонцами, т.к. имели с ними непосредственную границу. Но на их этническую судьбу решающее влияние оказала Северная война. Ливы, как и жители соседних латышских областей, были почти полностью истреблены войсками будущего графа Шереметева и шедшими вслед за ними голодом и эпидемиями. А потом ливские земли по воле дворян были заполнены переселенцами из Курляндской губернии (см. земгалы ). Остатки восточных ливов были ассимилированы латышами в середине 19-го века. В начале 20-го века среди старшего поколения были еще люди, помнящие «живых ливов» и знавшие отдельные слова их языка (но не сам язык).

Несколько лучше было положение с западными ливами. Перепись 1881 года там зафиксировала 2400 ливов, а перепись 1897 года – 1312 ливов (но это число считают заниженным из-за ошибки обработчиков данных, причисливших часть ливов к литовцам). В 1920 году в Латвии фиксирован 831 лив, а в 1926 году – 1238 (в промежутке вернулась часть Курляндских беженцев из России). Перепись 1959 года зарегистрировала в Латвии 185 ливов, 1970 года – 48. В настоящее время (2007) не известно ни одного лица младше 65 лет, для кого ливский язык был бы родным. Ливский язык знают несколько человек самого старшего поколения, и несколько десятков изучили его как иностранный язык.

Латвийская Республика официально признает себя родиной латышей и ливов. Существуют программы по восстановлении ливского языка и культуры (сотрудничая при этом с родственными ливам эстонцами и финнами). Признание себя потомком ливов в Латвии считается довольно престижным, и иногда таковыми себя объявляют люди, на самом деле не имеющие ливских предков.

Происхождение (этимология) корня «лив/либ» неизвестно.

Валдис Эгле

Территориальное размещение пяти этнических элементов:

Расселение племен и государственные образования на территории нынешней Латвии ок. 1200 г. (в начале вторжения крестоносцев).

Земгалы

Карта из Латвийской Советской энциклопедии (1984).

Далее читайте:

Латыши , этим словом обозначается коренной народ теперешней Латвии.

Латгалы - древнелатышская народность в восточной части современной Латвии.

Латвиеши (latvieši; ед.число – latvietis) – самоназвание латышского народа.

Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») – коренное население восточной части Латвии (Латгалии).

Курши (по-латышски kurši, более древняя форма kursi, ед. число kursis; в древнерусских летописях корсь, кђрсь; немецко-латинское Curones) – балтская народность.

Земгалы - (Земигола), древнее латышское племя в средней части Латвии, в бассейне р. Лиелупе.

Селы - древнелатышский племенной союз, занимавший к 13 в. территорию на юге современной Латвии и соседний район на северо-востоке современной Литвы.

ЛИВЫ - народ в Латвии.

Числен-ность 177 человек (2000, пе-ре-пись). Го-во-рят по-ла-тыш-ски (несколько человек со-хра-ня-ют лив-ский язык). Ве-рую-щие - лю-те-ра-не. Вы-де-ля-лись груп-пы вос-точ-ных, или вид-зем-ских, Ливов (груп-пы на пра-во-бе-ре-жье Дау-га-вы, в бас-сей-не реки Га-уя, об-лас-тях Мет-се-по-ле, час-тич-но в Иду-мее; доль-ше дру-гих - до 2-й половины XIX века - со-хра-ня-лась груп-па Ливов в бас-сей-не реки Са-ла-ца) и за-пад-ных, или кур-зем-ских, Ливов - на се-ве-ре Кур-зем-ско-го полуострова (до 2-й половины XX века).

Пред-ки Ливов - древ-ней-шее при-бал-тий-ско-фин-ское на-се-ле-ние северной Кур-зе-ме и Ви-д-зе-ме, гра-ни-чив-шее с бал-та-ми. Для древ-не-лив-ской куль-ту-ры ха-рак-тер-ны мо-гиль-ни-ки с ка-мен-ны-ми ог-рад-ка-ми (1-я половина 1-го тысячелетия н. э.). Во 2-й половине X века Ливы по-яв-ля-ют-ся в ни-зовь-ях Дау-га-вы, во 2-й половине XI века - в ни-зовь-ях Га-уи. В ни-зовь-ях Дау-га-вы они кон-так-ти-ро-ва-ли со скандинавскими пе-ре-се-лен-ца-ми из Кур-зе-ме (Гро-би-ня, Зле-кас). Таким образом, куль-ту-ра Ливов вклю-чи-ла в се-бя скандинавские и балт-ские эле-мен-ты. За-кре-пив-шись в ни-зовь-ях Дау-га-вы, Ливы по-лу-чи-ли кон-троль над про-хо-див-шим там от-ветв-ле-ни-ем пу-ти «из ва-ряг в гре-ки». Важ-ней-шим цен-тром про-то-го-род-ско-го ти-па ста-но-вит-ся го-ро-ди-ще Да-уг-ма-ле, на-се-ле-ние ко-то-ро-го при-ни-ма-ло ак-тив-ное уча-стие в ме-ж-ду-народной тор-гов-ле . В даль-ней-шем важ-ное зна-че-ние при-об-ре-ла тор-гов-ля и на северо-восточном на-прав-ле-нии, свя-зы-вав-шем Риж-ский залив по реке Га-уя с Пско-вом и Нов-го-ро-дом.

В муж-ском и жен-ском ме-тал-лических убо-рах древ-них Ливов про-сле-жи-ва-ют-ся скандинавские тра-ди-ции. Для жен-ско-го кос-тю-ма ха-рак-тер-ны: скандинавские и ме-ст-ные ва-ри-ан-ты оваль-ных (че-ре-па-хо-вид-ных) фи-бул, близ-кие к т. н. ка-рель-ским фи-бу-лам (позд-нее ис-че-за-ют у кур-зем-ских Ливов, их сме-ня-ют бу-лав-ки саа-рем-ских и зем-галь-ских ти-пов); тра-пе-цие-вид-ные ажур-ные це-пе-дер-жа-те-ли, круг-лые ме-тал-лическим с пун-сон-ным ор-на-мен-том и ян-тар-ные под-вес-ки , мо-не-ты, аму-ле-ты (зоо-морф-ные, ло-жеч-ки, клю-чи-ки, клы-ки мед-ве-дя), по-лые брас-ле-ты с ром-бическим тис-нё-ным ор-на-мен-том; для муж-ско-го - под-ко-во-об-раз-ные фи-бу-лы, по-яс-ные пряж-ки с пле-тё-ным ор-на-мен-том западно-фин-ско-го об-ли-ка. В муж-ских по-гре-бе-ни-ях на-хо-дят так-же пред-ме-ты воо-ру-же-ния - ме-чи, рав-но-сто-рон-ние и вис-лообуш-ные то-по-ры, на-ко-неч-ни-ки ко-пий и дро-ти-ков. С X века поя-ви-лись за́м-ко-вые ок-ру-га с цен-тра-ми в ук-ре-п-лён-ных го-роди-щах. Со 2-й половины XI века Ливы пла-тили дань по-лоц-ким князь-ям. В ни-зовь-ях Дау-га-вы ос-но-вы-ва-лись фак-то-рии русских и западноевропейских куп-цов. С ру-бе-жа XII-XIII веков у Ливов скла-ды-ва-лось круп-ное зем-ле-вла-де-ние. Про-ис-хо-ди-ло объ-е-ди-не-ние зам-ко-вых ок-ру-гов в две бо-лее круп-ные административные еди-ни-цы - об-лас-ти, за-тем раз-вер-ну-лась борь-ба ме-ж-ду пра-ви-те-ля-ми этих двух об-лас-тей за гос-под-ство над все-ми Ливами к се-ве-ру от Дау-га-вы. К концу XII века Ливов на-счи-ты-ва-лось от 15 до 38 тысяч че-ло-век.

В 1180-х годах в рай-оне рас-се-ле-ния Ливов по-я-ви-лись ка-то-лические мис-сио-не-ры и кре-сто-нос-цы. К 1206-1212 годам от-но-си-тся пер-во-на-чаль-ная за-пись (на немецком языке) пра-ва Ливов (смотри в статье Ли-вон-ские прав-ды). Вид-зем-ские Ливы бы-ли пол-но-стью по-ко-ре-ны к концу 1210-х годов. По эт-но-ни-му весь за-воё-ван-ный кре-сто-нос-ца-ми ре-ги-он в гра-ни-цах современной Лат-вии и Эс-то-нии ста-ли на-зы-вать Ли-во-ни-ей. В Северной Кур-зе-ме пе-ред уг-ро-зой за-вое-ва-ния в начала XIII века ус-ко-рил-ся про-цесс соз-да-ния ран-не-го-су-дар-ст-вен-ных об-ра-зо-ва-ний на дву-эт-нич-ной (лив-ско-курш-ской) ос-но-ве. За-вое-ва-ние кур-зем-ских Ливов за-вер-ши-лось в начале 1230-х годов. К концу XIII века поч-ти все Ливы пре-вра-ти-лись в фео-даль-но-за-ви-си-мое на-се-ле-ние во вла-де-ни-ях немецких лен-ни-ков Ли-вон-ско-го ор-де-на и ар-хи-епископа Риж-ско-го. Ис-клю-че-ние со-ста-ви-ли не-мно-гие по-том-ки лив-ских но-би-лей - часть мел-ких слу-жи-лых зем-ле-вла-дель-цев ли-вон-ских лан-дес-гер-ров, ко-то-рые со-хра-ня-лись до ли-к-ви-да-ции ли-вон-ских фео-даль-но-ду-хов-ных го-су-дарств в 1559-1566 годах.

По Альт-марк-ско-му пе-ре-ми-рию 1629 года тер-ри-то-рия вид-зем-ских Ливов во-шла в со-став шведской Лиф-лян-дии, кур-зем-ских - Ре-чи По-спо-ли-той (Пил-тен-ский ок-руг и Кур-лянд-ское гер-цог-ст-во). В те-че-ние 1-й половине XVII века они ока-за-лись на по-ло-же-нии кре-по-ст-ных кре-сть-ян (в Лиф-лян-дии за-кре-п-ле-но «По-ли-цей-ски-ми пра-ви-ла-ми» 1668, ко-то-рые при-ме-ня-лись так-же и по-ме-щи-ка-ми в Кур-лян-дии). В XVIII веке зем-ли Ливов во-шли в со-став Российской им-пе-рии: вид-зем-ских - в 1710 году в хо-де Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов, кур-зем-ских - в 1795 году по 3-му раз-де-лу Ре-чи По-спо-ли-той.

На-учный ин-те-рес к Ливам и их куль-ту-ре на-чал про-яв-лять-ся со 2-й половины XVIII века (А.В. Ху-пель и др.). К середине - концу XIX века от-но-сит-ся пе-ри-од воз-ро-ж-де-ния Ливов, свя-зан-ный с име-на-ми Я. Прин-ци-са (1796-1868 годы) и его сы-на - Я. Прин-ци-са-млад-ше-го (1821-1904 годы). Они на-ча-ли со-би-рать про-из-ве-де-ния лив-ско-го фольк-ло-ра, от-кры-ли шко-лу. На-ча-ла фор-ми-ро-вать-ся лив-ская ин-тел-ли-ген-ция.

В 1920-1930-е годы в Лат-вий-ской рес-пуб-ли-ке за-пи-сы-ва-лись про-из-ве-де-ния лив-ско-го фольк-ло-ра, изу-чал-ся лив-ский язык. На-ря-ду с этим шло ак-тив-ное раз-мы-ва-ние тра-диционной куль-ту-ры Ливов.

Вид-зем-ские Ливы за-ни-ма-лись в основном зем-ле-де-ли-ем, кур-зем-ские - ры-бо-лов-ст-вом, лес-ны-ми про-мыс-ла-ми, мор-ской ре-гио-наль-ной тор-гов-лей. Во вре-мя 1-й ми-ро-вой вой-ны лив-ский ры-бо-ло-вец-кий флот был пол-но-стью унич-то-жен. Тра-диционное по-се-ле-ние при-бреж-ных ли-вов - по-сёл-ки, со-сто-яв-шие из боль-ших до-мов (e̅rbik̦is), в ко-то-рых жи-ли по несколько се-мей. Ха-рактер-ные де-та-ли жен-ско-го кос-тю-ма - на-плеч-ное по-кры-ва-ло (кыр-тан), че-пец с про-доль-ной те-мен-но-за-ты-лоч-ной и 2 бо-ко-вы-ми час-тя-ми, сва-деб-ный ве-нок с ук-ра-ше-ни-ем из бу-син на длин-ных про-во-лоч-ках и др.; ра-нее дру-гих ста-ли но-сить по-куп-ные фаб-рич-ные ша-ли. Для муж-ско-го кос-тю-ма ха-рак-тер-на ко-рот-кая при-та-лен-ная курт-ка.

В Лат-вий-ской Рес-пуб-ли-ке Ливов бы-ли при-зна-ны как ко-рен-ной на-род (за-кон от 19.3.1991 года). Ком-плекс-ное изу-че-ние Ливов ве-дёт-ся в АН Лат-вии, про-во-дит-ся ра-бо-та по ис-сле-до-ва-тель-ской про-грам-ме «Ли-вы Лат-вии» (при-ня-та Ка-би-не-том ми-ни-ст-ров Лат-вии в 1999 году, окон-ча-тель-но ут-вер-жде-на в 2008 году). С 1992 года на ла-тышском языке. из-да-ёт-ся газета «Līvli». С 1994 года в Ри-ге ра-бо-тает Центр лив-ской куль-ту-ры, вы-хо-дит ин-фор-мационный бюл-ле-тень «Ыва» («Õva̅» - «По-ток»). Ливы име-ют национальный гимн на ту же му-зы-ку, что и гим-ны Эс-то-нии и Фин-лян-дии (композитор Ф. Па-ци-ус). В 1991-2003 годах на се-ве-ре Кур-зем-ско-го полуострова (ме-ж-ду Кол-кой и Гип-кой) су-ще-ст-во-ва-ла осо-бо ох-ра-няе-мая тер-ри-то-рия «Лив-ский бе-рег» (Lī-võd Ra̅nda). В Стай-це-ле (Вид-зе-ме) от-крыт му-зей, по-свя-щён-ный ме-ст-ным Ливам. В селе Ма-зир-бе (Кур-зе-ме) уст-раи-ва-ет-ся еже-год-ный празд-ник ли-вов.

Ливы

(этнография; нем. Liewen; латышск. либеши, от либетис, лив; старорусск. либь; латинск. Livones, Livii, Livenses) - небольшая отрасль финского племени, живущая на северном прибрежье Курляндии и в Ней-Салисе в Лифляндии. Отделенные широкою лесной и болотистой полосой земли от латышей, Ливы занимают узкий и песчаный берег на протяжении 68 верст, по обе стороны мыса Домеснеса, на западном конце резко обособляясь от латышей, на В и ЮВ живя с ними вперемежку. Всех ливских деревень 14, крестьянских дворов 136. В 1852 г. Ливов было 2324, в 1881 - 3562 (1188 мжч., 2374 жнщ). В 1858 г. лифляндская группа Л. в Ней-Салисе состояла из 5 мжч. и 3 жнщ.; она существует и до сих пор. По Э. Сетеле, в 1858 г. было 2939 Л. курляндских. Курляндские Л. называют себя береговыми жителями, randalist, в отличие от латышей внутри края, которых называют рыбаками, kalamied. Около Вендена сохранилось воспоминание об имени Л. в названии некоторых урочищ. Названия чисто ливских деревень - ясно финского характера. У Генриха Латыша встречаются Livones Lenevardenses и Veinalenses. В XVII веке Эйнгорн в "Historia Lettica" упоминает о Ливах как народе не эстонском, говорящем на особом языке и известном своими волшебствами и суевериями. Язык, прежние судьбы и нынешнее состояние Л. обращали на себя внимание многих исследователей. Научным исследованием лив. яз. занимались академики Шегрен и Видеман. Первый путешествовал среди Л. в 1846 и 1852 гг., второй провел у них лето 1855 г. Видеманом в 1861 г. изданы были, уже после смерти Шегрена, результаты его этюдов, во II т. "Ges. Werke Johann Andreas Sjögrens: Liv. Grammatik, nebst Sprachproben" и по-русски в 18 т. "Зап. Имп. Акд. Наук" под заглавием: "Обзор прежней судьбы и нынешнего состояния Л." (СПб., 1870). Шегрен сообщил предварительные результаты своих экскурсий географическому обществу и акд. наук в "Rapport sur son voyage en Livonie et en Courlande" (1852). В новейшее время лив. яз. интересовался проф. Эмиль Сетеле из Гельсингфорса, объезжавший лив. местности в 1888 г. вместе с Вэйко Воллин и В. Томсеном. Л. язык хотя близок по звукам и формам к этскому, но, по Видеману, подходит в других чертах скорее к финно-лапландскому, эстскому и карельскому. Выдающейся его особенностью считается различная долгота его гласных и богатство перезвуковок (Umlaut) в формах склонения и спряжения. В 1867 г. финский ученый Коскинен ("Sur l"antiquité des Lives en Livonie", в "Acta Soc. Scient. Fennicae", т. VIII) подробнее доказал близкое родство Л. с карелами и высказал мнение о вторжении Л. в землю латышей и вендов морским путем, не ранее VIII или IX вв. В 1892 г. Биленштейму удалось развить мысль Коскинена на основании историко-этнологических и географических разысканий. Антропологические исследования Ферд. Вальдгауера ("Zur Antropologie der Liven", Дерпт. 1879) подтверждают теорию Коскинена. По его выводам как Л., так и карелы высокого роста, без всякой наклонности к тучности. У обоих племен волоса каштанового цвета; цвет глаз у обоих серый (у карелов с переливом в голубой, у Л. - в карий), лицо продолговато-узкое, череп брахикефальный, скулы и лоб сравнительно узки. Борода у Л. лучше растет, чем у карел; русые волоса у Ливов редкость и встречаются только у детей. Борода каштанового или темно-каштанового цвета. Растительность волос на теле сравнительно сильно развита. Гильнер, поместивший в 1846 г. в "Bulletin hist.-phil." акд. наук сочин. "Die Liven der Nordküste von Kurland", уподобляет характер их эстонскому. С малых лет привыкшие к морю и его опасностям Л. - смелые и энергичные мореходцы, отличающиеся большим духом предприимчивости и большей солидарностью, чем латыши. Так как Л. живут на прибрежной полосе, большею частью покрытой зыбучим песком, то земледелие у них и невыгодно, и гораздо труднее, чем внутри края. Поля устроены между песчаными холмами, очень невелики, удобряются морскою травой, засеваются яровым хлебом и защищаются изгородями. Рыба составляет главный предмет продовольствия и важный предмет торговли; особенно известна дондангенская копченая и вяленая камбала. Все, что нужно сверх добытого собственным трудами, Л. получают с острова Эзеля. Пчеловодство, некогда сильно развитое, незначительно. Жилища Ливов в отличие от однодворчества латышей составляют частью довольно большие, частью малые деревни, дома теперь мало отличаются от латышских; между пристройками оригинальные береговые шалаши для хранения сетей. Одежда мужчин - короткий кафтан или матросская куртка с блестящими пуговицами. Женщины на голове носят белый платок или белый чепчик, в зап. местностях - с широкою, красною лентою. Календарно-бытовые праздники празднуются как у латышей. В свадебных, родинных, похоронных обрядах также заметны черты, одинаковые с латышскими. Экономический быт Л., в 1860 г. значительно стесненный тяжелыми арендными условиями, ныне переменился к лучшему. О современных Л. писал В. Воллин по-фински: "Luven kansa. Л. народ, его прошедшее и современность" (1891); его же статья в "Suomi" (III сер., т. 7, 1893) о постройках. О ливах, их фольклоре и языке Сетеле докладывал венгерской акд. наук: "А liv nép és nyeloe" (см. журнал "Szemle-Budapest", 1889). Кроме образцов языка, им собрано до 100 сказок, 250 пословиц и загадок, описания обрядов и до 30 песен. О древней истории Л. толкует А. Снельман в своей истории восточно-морских финнов в период самостоятельности.

История . Древнейшее упоминание о Ливах принадлежит нашему начальному летописцу, называющему их и "либь", и "ливь", и относящему их к литовскому племени. Более подробные данные сообщаются Генрихом Латышем. По его словам, Л. платили дань полочанам в XII в., но с конца этого века они начинают подпадать влиянию немцев, а в 1205 г. значительная их часть вынуждена креститься. Борьба из-за религии тянется еще несколько лет; Л. удавалось привлечь на свою сторону и латышей, и полоцких князей; после поражения они обыкновенно давали обещание выплачивать дань, но по уходе немцев снова брались за оружие. В 20-х гг. XIII ст. Л. составляют уже вспомогательное войско немцев и ходят с ними против эстов, латышей и русских. После 1226 г., когда прекращаются сведения у Генриха Латыша, встречается несколько упоминаний о Л. в Рифмованной Летописи. Начиная с конца XIII века о Л. имеются лишь весьма скудные и случайные указания. О степени распространения Л. имеются следующие данные: немцы застали их на Двине; под 1264 г. Рифмованная Летопись упоминает о Л. в Митаве; в грамотах говорится о Л., живших в 1289 г. в Долене, 1322 г. - в Зегевольде, 1349 г. - в Кирхгольме, 1359 г. - опять в Долене; по словам Гильбера де-Ланноа, они жили по дороге из Либавы в Ригу; между 1670-1676 г., по Гиерну, - на Салисском берегу до Лемзаля; по Шлецеру и Дитмару - в Ней-Салисе и Альт-Салисе. Затем в этих местностях ливский яз. исчезает с замечательной быстротой. О других, курляндских, Л. сведений еще меньше. По грамотам 1264 г. они жили при Дурбенском оз., в 1296 г. - по обе стороны Ирувы (Ирбе); около 1650 г. Эйнгорн упоминает их только "на Ангернском берегу"; по Шлецеру (XVIII в.) они жили от р. Рое до виндавской границы. О быте древних Л. мало известно; по мнению исследователей, основанному на аналогии с устройством эстов и куров, Л. жили под властью нескольких старшин; каждый старшина ведал свой округ, был предводителем на войне и судьей. Должность эта переходила от отца к сыну. Большую роль играла аристократия, из семей которой брались обыкновенно заложники. Дань немцам состояла сначала из известного количества хлеба с каждой сохи, а потом из десятины, которая, впрочем, менялась вследствие восстаний; были еще и чрезвычайные налоги. С половины XIII в. немцы дали Ливам своих судей и заставили отрабатывать барщину; право личной свободы и собственности на земли предков Л. сохраняли, однако, довольно долго. Характер древних Ливов, по общим сказаниям, был жестокий и вероломный. Их оружие состояло из меча, копья, дротика и щита; сражались пешком и верхом. В мирное время занимались земледелием, рыболовством, охотой, скотоводством и пчеловодством, а после прибытия немцев - и торговлей. Монетою очень долго были озеринги (по два на марку), а затем - марки.

Ливы - финно-угорское племя, в древности населявшее территорию современной Латвии. Их самоназвание означает «прибрежный народ», «рыбаки». От имени ливов образовано название одной из исторических областей Прибалтики - Ливонии. Его упоминал еще Плиний Младший в 79 н.э. при описании морских побережий Северной Европы.

Основными промыслами ливов были рыболовство и морской разбой. Днем ливы рыбачили, а вечером разжигали на берегу обманчивые костры и заманивали проплывавшие мимо корабли на мель. Так название одного из ливских поселков - «Колка» в переводе означает «Смерть тебе».

По сведениям «Повести временных лет», ливы ("либь") издревле платили дань Полоцким князьям.

Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до конца XII века, когда Ливония попала под власть немцев. В 1205 году значительная часть ливов была насильственно крещена.

Карта Ливонии, XV в.

В царствование Ивана Грозного русские войска разгромили Ливонский орден и захватили Ливонию. Однако Речь Посполитая и Швеция в результате многолетней войны вытеснили Россию из Прибалтики, которая, будучи поделена между поляками и шведами, фактически осталась под управлением местных немецких баронов.


Войска Ивана Грозного в Ливонии. Пропагандистский ужастик Георга Бреслейна, Нюрнберг, 1561

Немецкие землевладельцы, которым требовалась рабочая сила, перемещали целые сёла зависимых латышских крестьян в малонаселенные области Ливонии. В результате ливы оказались почти полностью ассимилированы латышами.


Ливы из села Ирбен

Включение Прибалтики в состав Российской империи несколько притормозило этот процесс. Полной ассимиляции избежали некоторые ливские поселения самой северной оконечности Курляндии (мыс Домеснес) - около 3000 человек. Объяснялось это в первую очередь разницей в традиционных хозяйственных занятиях двух народов: если ливы занимались в первую очередь рыболовством, то латыши - сельским хозяйством и лесозаготовками.



Ливония на рубеже XVII-XVIII веков

Но распад Российской империи в 1917 году привёл к формированию в Прибалтике новых независимых государств, каждое из которых проводило политику коренизации. Оказавшись изолированными от основной массы эстонцев, ливы практически полностью ассимилировались в языковом плане. Последняя книга на ливском языке вышла в 1939 году.

Сегодня численность ливов оценивается примерно в 400 человек, 64 из которых проживают в России. Исторический язык ливов ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Прибалтике, а также на языковых факультетах ВУЗов. 92 % современных ливов называют родным языком латышский, 8 % - русский. И всего лишь одну женщину можно назвать полноценным носителем языка. Вот уж кому действительно поговорить не с кем!

P.S. Я впервые узнал об этом народе много лет назад из стихотворения А.Вознесенского:

Островная красота.
Юбки в выгибом, как вилы.
Лики в пятнах от костра -
это ливы.

Ими вылакан бальзам?
Опрокинут стол у липы?
Хватит глупости базлать!
Это - ливы.

Ландышевые стихи,
и ладышки у залива,
и латышские стрелки.
Это? Ливы?

Гармоничное «и-и»
вместо тезы «или - или».
И шоссе. И соловьи.
Двое встали и ушли.

Лишь бы их не разлучили!
Лишь бы сыпался лесок.
лишь бы иволгины игры
осыпали на песок

сосен сдвоенные иглы!
И от хвойных этих дел,
точно буквы на галете,
отпечатается «л»

Маленькое на коленке!
Эти буквы солоны.
А когда свистят с обрыва,
это вряд ли соловьи,
это - ливы.
1967

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое