Борис Ломов - Психическая регуляция деятельности. Избранные труды


(1927-1989) -российский психолог, специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Д-р психологических наук (1963), профессор, чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор Института психологии АН СССР (1972-1989), создатель и гл. ред. Психологического журнала. Окончил психологическое отделение фак-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психологическим проблемам политехнического обучения (1954) и докт. дис: Человек и техника (очерки по инженерной психологии), (1963). Вместе с Б.Г. Ананьевым открыл в Л ГУ фак-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. переехал в Москву, где организовал и возглавил Институт психологии в системе АН СССР (1972 -1989). Значительная часть работ Л. посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных представлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков (Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Л., 1959; Осязание в процессах познания и труда/ совместно с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером, А.В. Ярмоленко. Л., 1959). В этом же русле Л. исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации (Антиципация в структуре деятельности /в соавт., М., 1980). Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психического образа в регуляции конкретных видов деятельности (Образ в системе психической регуляции деятельности / в соавт., М., 1986). Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблему общения, Л. использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система су-бьект-субьектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека (Общение и познание. М., 1984). Большое внимание уделялось Л. проблемам психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе руководитель-подчиненный (Правовые и социально-психологические аспекты управления/соавт., М.,1972). Л. - один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития, которые включали изучение проблем информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиск средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами (технологическими процессами), рассмотрение закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации человеком, исследование человека как центрального звена системы управления и субъекта трудовой деятельности и др. (Человек и техника. М., 1966; Человек в системе управления. М., 1967; Человек и автоматы. М., 1984). Большое внимание Л. уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и системного строения психологического знания; рассмотрению его современного состояния и тенденций развития; определению путей построения психологической теории; исследованию взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. (Психологическая наука и общественная практика, М., 1973; Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984). В.А. Барабанщиков, В.А.Кольцова.

Ломов Борис Федорович (28 января 1927 г. --11 июля 1988 г.)- психолог доктор психологических наук, профессор. Окончил отделение психологии философского факультета ЛГУ (1951). В 1963 г. защитил докторскую диссертацию по инженер­ной психологии. Им основана первая в СССР лаборатория инже­нерной психологии (ЛГУ, 1959), он был первым деканом факульте­та психологии ЛГУ (1966). Ломов организовал и возглавил первый в Академии наук СССР Институт психологии (1971), основал «Пси­хологический журнал» (1980).

Ломов внес значительный вклад в развитие инженерной и общей, педагогической и социальной психологии, психологии управления и истории психологии. Стержнем научного творче­ства Ломова является идея комплексного подхода к изучению человека.

Основные труды: «Человек и техника» (1963); «Инженерная психология. Теория, методология и практическое применение» (в соавторстве) (1977); «Антиципация в структуре деятельности» (в соавторстве с Е. Н. Сурковым) (1980); «Методологические и те­оретические проблемы психологии» (1984), «Вопросы общей, пе­дагогической и инженерной психологии» (1991).

_________________________________

Материалы, размещенные на сайте:

(р. 30.08.1948 г.) - действительный член (академик) Российской академии образования, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В 1980 г. окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по вопросам эстетического воспитания школьников, а в 2000 г. - докторскую диссертацию по проблемам дидактики социокультурного блока учебных дисциплин в образовательном пространстве школы и специфических особенностях профессиональной этнопедагогической подготовки учителей искусства и народной художественной культуры.

Начало трудовой деятельности Ломова связано с творческой работой и педагогической деятельностью. Более 10 лет он работал учителем рисования и черчения в общеобразовательных школах г. Москвы и активно занимался научной деятельностью. Ломовым сделан большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, культуры и искусства. Им разработана концепция сети углубленных художественных профильных классов в системе общеобразовательных школ и определена, апробирована и широко внедрена стратегия развития образовательной области «Искусство».

С 1982 по 1987 гг. Ломов, работая инспектором вузов Министерства просвещения CCCP, руководил системой художественно-графических факультетов и отделений культуры педвузов страны. При его непосредственном участии были открыты новые художественно-графические отделения и факультеты, усовершенствован и модернизирован пакет учебно-методической документации (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и учебники).

С 1991 по 2007 гг. Ломов возглавил работу по созданию принципиально нового типа вузовского подразделения в Московском государственном областном университете - факультет изобразительного искусства и народных ремесел. Именно здесь на практике получила свое развитие этнопедагогика изобразительного искусства, где народные промыслы и ремесла стали дидактическим инструментарием образовательно-воспитательного процесса.

В 2007 г. Ломов С. П. в качестве ректора возглавил Педагогическую академию последипломного образования, где особое внимание было уделено модернизации системы переподготовки и повышению квалификации учителей. А в 2009 г. был избран на должность академика-секретаря Российской академии образования, где и работает по настоящее время.

Большой вклад в развитие отечественной педагогической науки Ломов внес как автор серьезных научных трудов, учебных пособий и книг по методике преподавания изобразительного искусства и профессиональному педагогическому образованию. Его монографии, учебники, пособия для учащихся и студентов: «Этнопедагогика русского изобразительного искусства», «Особенности графической подготовки студентов в педвузе», «Эстетическое воспитание в школе», «Этнопедагогика и народные промыслы», «Концепция образовательной области искусства в 12-летней школе», «Живопись», «Методика преподавания ИЗО», «Орнаментальная композиция», «Русские живописцы ХVIII-ХIХ вв.», «Информационные технологии и искусство», «Основы цветоведения», «Дидактика художественного образования», «Образование, искусство и культура в условиях глобализации» и другие, широко используются в учебно-воспитательном процессе различных профессиональных учебных заведений, школ, лицеев, гимназий.

Ломов С. П. - известный автор учебников по изобразительному искусству для общеобразовательных школ лицеев и гимназий. Продолжая линию деятельностной психологии в гармоническом развитии школьников, где творчеству отводится большая роль, он выстраивает учебный материал на лучших примерах классического искусства. Вся его деятельность неразрывно связана с педагогической наукой, искусством и образованием.

Сегодня Ломов С. П., работая в Российской академии образования, курирует важнейшие вопросы реформирования и обновления общеобразовательной школы, разработку и внедрение новых образовательных стандартов по всем предметным областям, фундаментальные и прикладные исследования педагогической науки, проблемные аспекты строительства «Новой школы» и перспективу её развития.

Ломов С. П. ведет большую общественную работу - является членом многих научно-методических, художественных советов и комиссий:
- Председатель научно-методической комиссии по художественно-графическим дисциплинам учебно-методического объединения при МПГУ;
- Председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам и художественному образованию при МПГУ;
- член Международной ассоциации школ "Юнеско" с 1991 г.;
- член Правления Творческого Союза художников России;
- эксперт ВАКа РФ по психолого-педагогическим дисциплинам.

Являясь руководителем крупной научной школы, у истоков которой находились такие выдающиеся художники как: И. В. Крамской, И. Е. Репин, П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовсий, Д. Д. Жилинский , и ученые - А. И. Сапожников, А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский , В. В. Ванслов, Н. Н. Ростовцев, Б. Ф. Ломов , В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Станислав Петрович, продолжая их традиции, ведет большую научно-педагогическую и организационную работу. Им опубликовано свыше 150 научных трудов, он является автором ряда известных книг и учебников для школ и вузов по методике преподавания ИЗО. Ломов активно работает с аспирантами и соискателями. Под его руководством защитили кандидатские диссертации свыше 40 человек, докторские - 7 человек, более 20 воспитанников стали членами творческого Союза художников России, 9 из них получили международное признание, награждены почетными грамотами и дипломами.

В свободное от научной деятельности время Ломов С. П. активно занимается творчеством. Как живописец он известен широкому кругу зрителей. Его акварели и станковые картины выполнены в классической манере реалистического искусства. Они просты по манере исполнения, привлекательны по жанру, где пейзажные мотивы вызывают чувства радости и гордости за свою «малую» родину. Он регулярно экспонирует свои картины как в России, так и за рубежом.

Ломов С. П. имеет правительственные награды, почетные грамоты, благодарности и дипломы: почетный работник высшей школы Минобразования РФ (2001 г.), почетная грамота Минобразования Московской области (2000 г.); Медаль «Достойному» Российской академии художеств (1999 г.); серебряная медаль творческого Союза художников России (2003 г.); золотая медаль творческого Союза художников России (2006 г.); диплом Российской Академии художеств за участие в выставке «Золотое кольцо России» (2004 г.); международные дипломы за организацию выставок в Германии (Мюнхен, Вальцхайм, Ольденбург, Шробенхаузен), Франции (Дижон), Италии (Милан), Исландии (Рейкьявик), Кипр (Никосия), Люксембург и др.

Также Ломов С. П. имеет ряд наград и благодарностей от общественных и научных организаций, образовательных учреждений, как в России, так и за рубежом.

Научная деятельность

Системный подход в психологии

Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в частности принципы системности и системного подхода в психологии в качестве основных инструментов психологического познания. Он рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выражающие органическое единство уникальных качеств. Согласно Б. Ф. Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.

Обосновывая данную идею, исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, - многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. система. При этом подразумевались полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств.

Ядро системного подхода образуют шесть основных принципов:

1) Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена.

6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.

Учение о психологических законах

Б. Ф. Ломов видел основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы связаны с иерархией уровней психического, раскрывая его разнообразные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений.

Концепция уровней исследования человека и его психики

На самом высоком уровне человек рассматривался Б. Ф. Ломовым в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являлются развитие личности и социально-психологические явления. На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память. (Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками). Низший уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов. Данная схема показывает связь психологии с другими науками, а кроме того, дает основание для систематизации получаемых в психологии данных.

Борис Федорович Ломов

Ломов Борис Федорович (1927-1989) - отечественный психолог. Биография. В 1951 году окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963 году - докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959 году организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б. Г. Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета, Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 года - заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971 г. возглавил Институт психологии АН СССР, Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала «Психологический журнал» и член редколлегии журнала «Вопросы психологии». С 1968 по 1983 год возглавлял Общество психологов СССР. Исследования. Является одним из ведущих методологов комплексного подхода в психологии и инициаторов развития инженерной психологии в России. Проводил - с позиций комплексного подхода - разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии и психологии познавательных процессов.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 305-306.

Сочинения:

Формирование графических знаний и навыков у учащихся (1959); Осязание в процессах познания и труда (1959, совм. с Б. Г. Ананьевым); Человек и техника (1963); Человек в системе управления (1968); Методологические проблемы инженерной психологии (1977); Методологические и теоретические проблемы психологии (1984).

Литература:

Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журнал. 2000. № 3. Т. 21; Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002, т. 23, № 4.

Выбор редакции
Зачастую количество возможных ответов превышает стандартные возможности маятника для биолокации или биолокационных рамок. Тогда на помощь...

Все мы знаем о парне, который устроился смотрителем/исследователем/блоггером на один из райских уголков Земли - этот человек является...

Если у вас возникла срочная необходимость внести платеж по кредиту, полученному в ОТП-банке, а вы не знаете, как это сделать, тогда этот...

Некоторые кошмары и вовсе леденят душу, а после утреннего пробуждения еще длительное время оставляют неприятный осадок на сердце....
Фарш пригодится для приготовления блинчиков, макарон по-флотски, фаршированного перца и других блюд. Но сначала его нужно пожарить, чтобы...
Время чтения: 2 мин. Каждый пользователь мобильной связи стремится снизить свои расходы на нее и периодически меняет тарифы на более...
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование...
Выбор подарков для друзей (сколько бы им лет не исполнялось) всегда требует ответственного подхода, но в возрасте от 15 до 25 лет каждый...
О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и...
Новое